+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Иван Сеничев

Там будет победа

БИЗНЕС: зеркало

ТЕКСТ: Ирина Коростышевская
Фото: Родион Платонов, из архива Ивана сеничева

Директор хоккейного клуба «Трактор» Иван Викторович Сеничев относится к тому редкому типу людей, разговаривая с которыми, на душе становится спокойно. Он говорит то, что хочет сказать, а не то, что хотят услышать окружающие, и эта его прямолинейность, почти забытая в современном мире, одновременно вызывает в собеседнике самые разнообразные чувства.

-Иван Викторович, я впервые вижу такое несоответствие: в кабинете директора хоккейного клуба портрет маршала Жукова…
-А в чём противоречие? Этот портрет мне подарили друзья. С напутствием и пожеланием победы. Маршалу Жукову принадлежит замечательная фраза: я сделал всё, чтобы выполнить долг.

-Всё для победы?
-Конечно.

-Многие великие хоккеисты — Анатолий Тарасов, Вячеслав Фетисов, Владислав Третьяк — в своих мемуарах или интервью сравнивали хоккей с жизнью. Якобы за шестьдесят минут игры мы можем увидеть все жизненные ситуации.
-Многие люди сравнивают спорт с жизнью, я часто это слышу, но мне такая позиция не близка. Спроси металлурга, он скажет: я сталь варю, вот она — модель жизни. Жизнь — это игра сама по себе, и сравнивать её с хоккеем или футболом мне представляется немного упрощённо. Разве что, пожалуй, с шахматами… Да и то: если всех людей рассматривать как фигуры на шахматной доске, то возникает вопрос: а кто же эти фигуры переставляет?

-И кто, как вы думаете?
-Кто-то свыше. Каждого из нас кто-то по жизни ведёт, охраняет или не охраняет — какая-то неведомая сила.

-Более двадцати лет вы проработали на Магнитогорском металлургическом комбинате, который входит в десятку крупнейших заводов мира. Мне очень интересно, есть ли сходство в работе на ММК и в хоккейном клубе?
-Для меня есть. Причём абсолютное. В работе руководителя главным умением является способность правильно поставить задачу и достичь результата. Результат на комбинате — это прибыль. Результат в клубе — победа. И на комбинате, и в клубе руководителям приходится принимать оперативные решения в рамках ограниченного бюджета, но это и есть тот стресс, который позволяет двигаться вперёд.

-Стресс двигает вперёд? Вы так думаете?
-Я в этом уверен. Человек так устроен, что зачастую в комфортных условиях он перестаёт шевелиться.

-Люди, связанные с ММК, считают, что ничего грандиознее в нашей стране не создано. Вы разделяете эту позицию?
-ММК действительно флагман отечественной металлургии. Холдинг, в котором работают шестьдесят тысяч человек. Он дал мне, как говорится, путёвку в жизнь. Он действительно грандиозен. Совсем молодому мне казалось, что комбинат — это весь мир. Мне было меньше тридцати лет, когда Анатолий Ильич Стариков, будучи тогда генеральным на ММК, организовал на комбинате первую учёбу молодых руководителей. В то время комбинат вместе со всей страной переходил на рыночную экономику, и ему катастрофически не хватало менеджеров. Кадровики отбирали молодых ребят и отправляли нас учиться. В нашей группе было порядка тридцати человек, зачастую и к нам приезжали лучшие преподаватели из столичных вузов. Так готовили молодую смену. Лет пять спустя благодаря рекомендации Виктора Филипповича Рашникова и Петра Ивановича Сумина я оказался единственным из Челябинской области слушателем Московской школы политических исследований. Здесь уже лекции читали ведущие экономисты мира и послы разных стран. Вашингтон, Токио, Стокгольм, Лондон, Страсбург — занятия проходили в разных городах. При этом всегда находил понимание у руководителей комбината по отъездам на учёбу. Это очень важно.

-Не могу не задать вопрос про неожиданную перемену в вашей жизни. Как вы на неё согласились в январе 2016‑го?
-Абсолютно нормально. Я очень люблю хоккей, мне по душе этот вид спорта. А работа руководителя даже в разных на первый взгляд направлениях, как я уже сказал, мало чем отличается. Два года назад Клуб занимал девятнадцатое место в рейтинге Лиги. Сейчас мы второй год входим в ТОП-10. Посещаемость и наполнение ледовой арены «Трактор» — второе место после Питера. Такие результаты приносят удовлетворение. Разве это не главное в работе?

-И даже в той ситуации, которая сейчас?
-Вы о чём?

-О смене тренерского состава.
-Клуб — это живой организм. Кадровые изменения происходили и будут происходить всегда. У нас же не крепостное право. Люди вправе выбирать себе более комфортные и высокооплачиваемые места работы. Это вполне нормально. Вот, например, свежая новость из НХЛ: из кубкового «Вашингтона» уходит главный тренер. Причина — не договорились по условиям. Жаль? Пожалуй… Но таковы реалии. Только через тернии мы проходим к звёздам. Просто хочется верить, что когда-нибудь тернии закончатся… В прошлом году в начале сезона мало кто верил, что команда дойдёт до финала Восточной конференции, но мы же дошли! Вспомните сентябрь — сколько было разговоров в Челябинске: и то не так, и другое не эдак, того выгнать, этих разогнать… А мы вышли в этот финал и взяли «бронзу». Так же и в новом сезоне — будут новые победы, поражения, радости и разочарования. Это жизнь.

-«Там будет победа, горы зовут к небесам»?
-Мне очень нравится эта песня Андрея Макаревича.

Года два назад, в одном из наших разговоров, Иван Викторович рассказал анекдот про ворону. О том, как одна маленькая смелая ворона попросилась в стаю к лебедям и как у неё получилось долететь вместе с ними в тёплые края. Не помню, какие ассоциации возникли тогда в моей голове, но я почему-то спросила про любимую книгу из детства. «Два капитана» Каверина, — ответил он не задумываясь.

-Какое качество внутри вас не разрешает вам сдаваться?
-Характер.

-Мне всегда казалось, что каждый из нас приходит в этот мир с уже сформировавшимся характером.
-Согласен. Жизнь просто предлагает ситуации, где ты можешь его проявить. Или, увы, не проявить.

-Лидерские качества предполагают власть над другими людьми?
-Лидерские качества предполагают умение брать на себя ответственность и отвечать за свои слова. Стремление к власти над другими — это подмена того, чего человеку не хватает, и к лидерству это не имеет отношения. Отец у меня был простым рабочим, но я всегда воспринимал его как лидера. Мне было одиннадцать лет, когда родители уехали в длительную командировку за границу, а я остался с бабушкой. Помню, отец тогда сказал: не подведи, иначе нас могут вернуть обратно. В советские годы было очень сложно получить разрешение для работы в капиталистической стране. И поработать там было за гранью реальности.

-Не подвели?
-Постарался. У меня даже успеваемость в школе не упала. Правда, с поведением иногда были проблемы. (Улыбается.) Зато до сих пор благодарен моему тренеру, живущему в Магнитке, — Михаилу Николаевичу Макарову, с которым с удовольствием общаюсь.

-Получается, что установка вашего папы с раннего детства оказалась вписанной в вашу матрицу?
-Получается так. Не помню, чтобы он потом ещё когда-нибудь говорил мне такие слова. Разве что на проводах в армию…

-Почему вы не уехали в Москву?
-Зачем? В Магнитке мама, бабушка, семья, комбинат. Мне нравилось там. На комбинате армейская дисциплина, жёсткая система. Порядок во всём. Всё работает как часы. Начиная от подачи вагонов, заготовки в печи, выплавки, проката и прочего. Если ты этого не сделал — до секунды, до миллиметра, то дальше вся цепочка рушится. До сих пор в Магнитке в ходу поговорка: товарищ Сталин позвонил, сказал, что война началась, а второй звонок сделать забыл. Двадцать три года я проработал на ММК — конечно, этот комбинат для меня родной. Там быстро научили помнить всё до мелочей, каждую цифру. Меня ночью разбуди — как руководитель, я обязан ответить, что, как и когда.

-Ночью?
-Вы не работали под непосредственным руководством Виктора Филипповича Рашникова или Бориса Александровича Дубровского. (Смеётся.) Если дело касается работы, для них не существует ни временных, ни географических границ. У них феноменальная память на цифры. Все прошли один путь — от рабочего до начальника цеха и генерального директора ММК, где наизусть надо знать буквально все показатели. От таких руководителей этот посыл переходит уже на весь холдинг.

-Какие слова вы сказали ребятам, когда они взяли «бронзу»?
-Я был краток. Эмоции переполняли. Спасибо за то, что вы сделали всё, что смогли.

-Где это было?
-В раздевалке. После четвёртой игры с «Ак Барсом». Мы проиграли только чемпионам, больше никому.

В нём удивительным образом сочетаются несочетаемые качества: внутренняя смелость и внешняя отстранённость, желание прожить жизнь без рамок и вечное стремление к порядку, любовь к тишине и искреннее непонимание, как можно прожить жизнь вне общества. Он не делит мир на чёрное и белое, на добро и зло, объясняя это тем, что всё относительно.

-Книга «Два капитана» по-прежнему самая любимая?
-А что изменилось? В ней описаны самые важные в жизни вещи — отношение ученика к учителю, выбор жизненного пути, благодарность, стремление к результату, презрение к предателям. Как в детстве не взлюбил Ромашку, так и сейчас не принимаю предательства. Оно мне непонятно по сути. Каждый раз, сталкиваясь с предательством, удивляюсь, почему это происходит. Потом анализирую, делаю выводы и понимаю, что, скорее всего, сам разрешил этому человеку так поступить. Хотя в силу характера я до сих пор продолжаю верить, что люди лучше, чем они есть на самом деле.

-Вы умеете петь?
-Почему вдруг такой вопрос?

-Просто интересно, какую песню чаще всего поёте в караоке.
-В караоке я не хожу, там не моя атмосфера. Так сложилась жизнь, что я люблю слушать профессионалов и работать с профессионалами. Художественная самодеятельность мне нравится только в исполнении маленьких детей, но никак не в исполнении подвыпивших взрослых. По этой же причине не читаю различные комментарии в социальных сетях. У меня глубокое убеждение, что все гадкие комментарии, спрятавшись за никами, пишут жуткие неудачники. Реально состоявшийся в жизни человек не станет принимать участие в анонимной переписке.

-Насколько мне известно, болельщики команды «Трактор», а их в нашем городе огромное количество, очень любят обсуждать любимую команду в интернете. Вас интересует их мнение?
-По-серьёзному меня интересует либо мнение моих руководителей, либо мнение профессионалов в своём направлении, либо мнение близких мне людей. Всё остальное — в факультативном порядке.

Есть два метода работы — процессный и проектный. Процесс — это вечно продолжающаяся тема, он идёт и будет идти нескончаемо. С нами или без нас… А проект — это… ну вот медали, например. Лично я сторонник второго метода

-Решение какого человека расстроило вас в конце сезона?
-Переход Павла Францоуза в другую команду. Очень уговаривали его остаться. Но здесь дело было даже не в контракте. Играть в НХЛ — его мечта.

-По моим ощущениям и восприятию людей, вы человек достаточно эмоциональный, временами излишне сомневающийся, просчитывающий ситуацию на три хода вперёд. Вы не думаете, что мы иногда проигрываем, если ставим себе лишние очередные рамки?
-(Улыбается.) От ошибок в жизни никто не застрахован. Мы же не тибетские монахи. Просто ошибка ошибке рознь. Есть мелкие ошибки, когда можно перешагнуть и пойти дальше. А есть ошибка профессора Плейшнера, когда он не заметил цветок в окне, и это стоило ему жизни.

-Нравится «Семнадцать мгновений весны»?
-Конечно. Мне кажется, это учебник жизни.

-Чему главному научила вас жизнь?
-Умению ставить задачу, достигать результата и ценить хорошие моменты. Есть два метода работы — проектный и процессный. Процесс — это вечно продолжающаяся тема, он идёт и будет идти нескончаемо. С нами или без нас… А проект — это… ну вот медали, например. Лично я сторонник второго метода.

-Это всё про работу. А главное личное достижение?
-Моя семья.

-Верни время вспять, что бы вы изменили в жизни?
-Ничего. Все фрагменты взаимосвязаны. Жалею, что слишком рано ушёл из жизни отец.

-Вы любите смотреть на небо?
-Да.

-И что вас особенно завораживает?
-Объём. Кто мы в сравнении с небом? Крупинка, песчинка. Кто мы на этом свете?

Pin It on Pinterest

Share This