+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

ОЛЕГ ЛАКНИЦКИЙ

Я всегда был за отмену долёвки

БИЗНЕС: дословно

Текст: Лана Литвер
Фото: Родион Платонов

-Олег Владимирович, на ваш взгляд, закрытые жилые комплексы — это оптимальный формат для развития города?
-Да, я считаю, это востребованный и современный формат. Сейчас требуются комплексы многоэтажной застройки, потом, возможно, на смену высоткам придут таунхаусы. Экономика сама даст ответы на вопросы, каких домов и сколько нужно городу. Потому что, как бы нам ни хотелось, чтобы все жили в просторных больших апартаментах бизнес-класса, до сих пор существует потребность в маленьких квартирах, и мы никуда от этого спроса не денемся. Наша компания строит жильё эконом-класса, или, я бы сказал, улучшенного эконом-класса — и это востребованное жильё, которое необходимо определённому количеству людей.

-Олег Владимирович, а если представить, что «Академ Riverside» достался вашей строительной компании не в полузастроенном состоянии, а в виде чистого поля, и у вас была возможность спроектировать пространство так, как вам представляется грамотным, то какой бы вариант вы предпочли? Может, это была бы малоэтажная квартальная застройка с подземным паркингом?
-Вопросов нет — это, конечно, симпатично и эффективно. Наверное, семиэтажки или восьмиэтажки — это хорошо, и хорошо заехать в тёплый гараж и подняться в квартиру, а во дворе детские и спортивные площадки, никаких машин. Но мы должны понимать: стоимость всех этих улучшенных вещей будет пропорциональна стоимости квадратного метра и покупательной способности человека. Я не против подземных паркингов. Но подземная парковка — это необходимый элемент для жилья комфорт- и элит-класса, а таких покупателей у нас — всего тридцать процентов населения. Куда мы денем остальные семьдесят-восемьдесят процентов — людей с доходами ниже среднего?

-И получается, в густонаселённых районах дворы превращаются в парковки.
-Я не согласен с этим. У нас расчёт машино-мест соответствует нормативу, и он оптимален, на мой взгляд. Я прошёл по построенным до меня микрорайонам «Академ Riverside», увидел, что сделали чуть меньше газонов в пользу парковок, но у меня здесь возражений нет: вполне достаточно этой зелени. Остальное пространство выглядит красиво, ухоженно и чисто. Вот вы идёте, к примеру, по Нью-Йорку, видите высокие многоэтажные дома, и никто не говорит, что здесь должны расти семидесятилетние ели. Нравится нам или нет, но город всегда будет насыщен машинами.

Я считаю, все эти вещи должна учитывать городская администрация и изначально задавать параметры района, делать проект планировки за свой счёт с учётом мнений урбанистов, архитекторов, финансистов. Говорить застройщикам: вот на этом месте должно быть так и вот так — и уже готовый проект вместе с площадкой выставлять на торги. И так будет очень скоро.

Практика, когда застройщик решает сам, как ему спроектировать жилой комплекс на своей площадке, уходит в прошлое. Город будет выдавать строительной компании уже разработанный, утверждённый комитетом по архитектуре проект. И если там уже заложен подземный паркинг, то я как застройщик должен его сделать.

-Не могу не спросить об изменениях в строительном законодательстве и отмене долёвки. Как это повлияет на рынок недвижимости?
-Я всегда выступал противником долевого строительства. Обманутые дольщики — это проблема строителей. Что бы мне ни объясняли про финансовое положение строительной компании, про то, что у кого-то что-то там не получилось — это называется воровством, хищением и выводом активов. Даже если ты собрал деньги с людей и не смог достроить дом, дошёл только до десятого из двадцати этажей, но ты никуда деньги не выводил — можно придумать, как достроить дом, есть финансовые решения. А если ты, не достроив дом, вывел прибыль и купил себе супермашины и дома и потом говоришь о каком-то падении спроса, то это проблема никак не дольщика. Это проблема хозяина компании, которому дольщик доверил деньги. И отвечать должен он. А получается, что дольщик остался без денег, а хозяин фирмы говорит: ой, я банкрот. А при этом у него коттедж, у детей дорогие машины… Так продай имущество и отдай людям что обещал. Я убеждён, что деньги дольщиков не могли исчезнуть в никуда. Закон должен быть строже: взялся — не сделал — ну извини, ты должен всё отдать.

-Разве закон не действует таким образом?
-Нет. Человек говорит: вы знаете, вот я плохо управлял, но я не нарушал закон, просто платил себе высокую зарплату. Существуют риски при строительстве? Да, существуют. Но за них должны отвечать хозяева фирм, а не те люди, которые вложили в квартиры свои деньги.

-Но долёвка давала строительным компаниям возможность привлечь сразу финансовый массив и начать строительство. Сейчас этого источника не будет. Как быть?
-Я считаю, это проблема строителя и банка. Банк выдаёт финансы тому, кто платежеспособен. Банк кредитует строительство, а деньги дольщиков будут храниться не у строительной компании, а в банке. Банк не даст израсходовать деньги дольщиков никуда, кроме стройки. И пока дом не будет сдан в эксплуатацию, квартиры в нём будут принадлежать банку. Каждую копейку в процессе строительства банк будет отслеживать. Это будет строжайший и жёсткий контроль. И никакой владелец компании не сможет использовать прибыль и купить себе дорогой автомобиль ранее, чем закончит объект. Банк ему не позволит это сделать.

-Для строительных компаний это более жёсткие условия работы?
-Конечно.

-Это сильно осложнит работу?
-Нет. Никаких новых сложностей. Привлечение так называемых бесплатных денег (долёвка) нам как строителям позволяет держать минимальную себестоимость квадратного метра. Но на самом деле, если разобраться, это не наименьшая себестоимость, а наименьшая прибыль. Если я, условно говоря, заложил 25 процентов прибыли, то при расчётах с банком моя прибыль уменьшится, скажем, до 20 процентов. И когда коллеги говорят, что увеличится себестоимость квадратного метра, то это не так, на самом деле просто уменьшится маржа.

-Цена квадратного метра не изменится?
-Нет. Покупатель будет платить ровно столько, за сколько он готов купить квартиру в этом месте. Не будет покупатель переплачивать за квадратные метры. И застройщик будет подстраиваться под покупательский спрос. Нет дефицита недвижимости на рынке, да, это правда. Ну извини, значит, получай меньше прибыли. Моя позиция была и остаётся такой.

Pin It on Pinterest

Share This