+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Управляющая Калининским филиалом ОАО «Челиндбанк» Нина Константиновна Мякшун — из тех женщин, которые при любом настроении, самочувствии и в любой жизненной ситуации умеют выглядеть блестяще. У неё всегда безукоризненный маникюр, причёска, макияж, и даже простой английский костюм сидит на ней по-особому элегантно. Посмотришь — и сразу видно: перед тобой преуспевающая современная женщина, этакая типичная представительница банковского бизнеса, какой её изображают в многочисленных телесериалах.

Как ни странно это сегодня сознавать, но материальное благополучие далеко не всегда было отличительной чертой российских банкиров. Нина Константиновна вспоминает, что в советское время банковские служащие считались одними из самых низко­оплачиваемых и при первой же возможности переходили в другие финансовые структуры.

Нина Мякшун была в числе энтузиастов, работавших в банке из любви к профессии. Всё ей здесь нравилось, всё у неё получалось, и даже маленькая зарплата не мешала ей чувствовать себя человеком на своём месте. Впрочем, возможно ей просто повезло, потому что рядом оказался человек, который делал всё для того, чтобы Нина могла заниматься любимым делом. Вот уже больше тридцати лет она продолжает идти по этой стезе. И по-прежнему рядом с ней её муж Виктор — человек, посвятивший свою жизнь тому, чтобы сделать её счастливой…

Нина родилась в Чесменском районе в посёлке со странным для Южного Урала названием — Порт-Артур. Отец работал кузнецом и слыл настоящим мастером своего дела, мама воспитывала троих детей. Нина была долгожданной девочкой, младшей в семье. Но с первых дней жизни показала, что характер у неё боевой не по-девичьи.

— Я была такой крикливой и настойчивой, что уже в младенчестве добивалась всего, чего хотела,— вспоминает Нина Мякшун. — В раннем детстве закатывала такие скандалы, что мои бедные родители, наверное, уже и не рады были столь деспотичному ребёнку. Мама рассказывает, что когда, отучая от груди, меня отвезли в соседний посёлок к бабушке, то уже на следующий день вернули назад, — сказали, такой крик стоит, что просто невыносимо…

Маленькая Нина с папой Константином Григорьевичем, мамой Анной Васильевной и братьями Василием и Степаном. Чесменский район, Порт-Артур. 1954 год.

Несмотря на своевольный нрав, Нина росла прекрасной помощницей родителям: полола огород, поливала грядки, убирала посуду, мыла пол в большом доме. Ей и в голову не приходило сослаться на усталость или уроки. Всё воспринималось как должное, потому что испокон веков в российских деревнях первыми помощницами матери в домашних делах являются девочки, дочери — будущие хранительницы очага. И самая рутинная и скучная работа получается у них легко, красиво, с огоньком. Так что я думаю, нынешний «банкирский» лоск Нины Мякшун, её умение добиваться своей цели и «держать» любую нагрузку — во многом от её порт-артуровского детства, от родительских генов и от природного здоровья, подаренного её степной родиной. После окончания средней школы (в аттестате почти сплошь пятёрки) Нина решила поступать в учётно-кредитный техникум в Томске. Хотя поначалу, как большинство девочек, мечтала работать доктором. Лечила кукол, ходила в белой нарукавной повязке с крестиком. Осуществлению этой мечты помешала двоюродная сестра, которая училась в Магнитогорском мед­училище и поведала Нине о том, что им приходится резать мышей и лягушек. А наша героиня боялась этих созданий (да и теперь боится, что ещё раз подтверждает неизменность человеческих привычек, пристрастий и фобий). В общем, лягушки и мыши и стали тем вектором, который перевёл стрелку её судьбы совершенно в другое русло. И вместо медицинской специальности Нина выбрала финансы и кредит.

Томск запомнился холодами и ветрами, одно слово, Сибирь. Но училась Нина хорошо, увлекалась лыжами, хотя ей всегда говорили, что с её фигурой надо заниматься гимнастикой. А она, смеясь, отвечала, что родом из степной деревни, а там какая гимнастика — только лыжи!

После окончания техникума она приехала в Златоуст в местное отделение Госбанка и год отработала по специальности «кредитный инспектор». Как раз в это время вернулся из армии и поступил в Челябинский монтажный техникум её бывший одноклассник Виктор Мякшун, без памяти в неё влюблённый со школьной скамьи. И Нина подала заявление о переводе в Челябинск. Ей повезло: в Калининском отделении Госбанка оказалось место кредитного инспектора. Через год они с Виктором поженились. Первое время жили в разных общежитиях, потом получили 16-метровую комнату в коммунальной квартире. Вскоре Нина Мякшун стала старшим экономистом, затем заместителем управляющего, а последние 12 лет она — бессменный управляющий Калининским филиалом — крупнейшим в структуре  «Челиндбанк».

Одноклассники Нины: справа — будущий муж Виктор, слева — Пётр Александров. Порт-Артур. 1970 год.

— Нина Константиновна, если свести взаимоотношения клиентов и банка к одной формулировке, то обычно клиенты просят денег?

— В первую очередь, просят совета. Современная финансово-кредитная система — сложная и к тому же специфическая тема, и даже опытные руководители предприятий не могут знать её досконально. А деньги, кредиты — это кровеносная система производства, без которой оно погибнет. Среди постоянных клиентов филиала — практически все подразделения «Арианта», ЧЭМК, Абразивный завод, Торговый центр, «Челябинский трикотаж»,  «Челябвтормет»,  «Вторцветмет» и многие другие. В том, что на предприятиях Калининского района практически прекратились случаи невыплаты зарплаты, развивается малый и средний бизнес, выплачиваются налоги в бюджеты всех уровней — немалая заслуга нашего филиала. Мы дорожим каждым из своих клиентов и защищаем его интересы как свои собственные. Я лично тщательно изучаю экономический потенциал, финансовые возможности, анализирую степень платёжеспособности предприятия, прежде чем направить в головной банк материал на предоставление кредита. И только когда полностью убеждаюсь в его надёжности, начинаю ходатайствовать о выделении кредитной линии. Именно благодаря кредитам «Челиндбанка», выданных по ходатайству Калининского филиала, в своё время встали на ноги «Ариант», «Цветлит», «Легион-С», недавно открылся культурно-развлекательный комплекс «Мегаполис».

Нина с коллегами из Златоустовского отделения Госбанка. Златоуст, 13 октября 1973 года.

— Какими показателями определяется работа банка?

— Основной показатель — размер собственных средств, то есть капитал банка. По состоянию на 1 ноября 2004 года капитал «Челиндбанка» перешёл отметку миллиарда рублей. Для регионального кредитного учреждения это хороший показатель, хотя и недостаточный для того, чтобы прокредитовать крупных клиентов. Согласно инструкции банка России кредит в одни руки составляет до 25 % от капитала банка, а для того же ЧЭМК 250 тысяч рублей — капля в море. Поэтому крупные клиенты вынуждены прибегать к услугам и других банков. А два банка — это уже возможность сравнивать, а значит, основа для конкуренции. Приходится брать качеством работы, расширением перечня предоставляемых услуг, повышением их доступности. Калининский филиал первым в структуре  начал открывать в густонаселённых микрорайонах дополнительные офисы, а «Челиндбанк» вошёл в систему обязательного страхования вкладов граждан.

— Обычно женщины тратят деньги. А вы их преумножаете. Означает ли это, что у вас «мужская» профессия?

— Я бы не сказала, что банковский менеджмент — мужская профессия. Женщины по своему складу внимательнее, аккуратнее, терпеливее (последнее качество было особенно необходимо при составлении отчётов в пору, когда ещё не было компьютеров). Так что шансы преуспеть в профессии банкира равные у представителей обоих полов. А что касается меня, то я транжиркой не была никогда. Когда мы учились в техникуме в Томске, я получала 30 рублей стипендии и 30 мне присылала мама. Так у меня столько денег было, что я себе зимнее пальто с меховым воротником купила! А рядом училась моя землячка, у которой мама работала главбухом на крупном предприятии и присылала ей просто огромные по нашим тогдашним понятиям деньги. Но у неё их никогда не было. Так что дело здесь, я думаю, просто в характере и привычках.

Семья Мякшун: муж Виктор, старший сын Вадим и Нина. Челябинск, 28 января 1977 года.

— Сейчас вы такая же рачительная?

— Несмотря на то, что у меня есть возможность не ограничивать себя в средствах, я не бросаюсь деньгами по пустякам. Всегда планирую семейный бюджет, выстраиваю очерёдность затрат: сначала покупаю то, что необходимо в первую очередь, потом следуют приобретения, так сказать, второго эшелона и так далее. Хотя повторяю, мне, как, наверное, любой женщине, доставляют радость незапланированные вещи — покупки, подарки, сувениры, которые говорят о романтике человеческих отношений, напоминают о путешествиях. Очень люблю сама делать подарки. Могу, например, подарить мужу или сыновьям автомобиль на день рождения.

— А какой подарок был самым дорогим для вас лично?

— Рождение сыновей.

— Расскажите о своей семье.

— Мой муж Виктор влюбился в меня ещё в девятом классе — с первого взгляда и, как оказалось, навсегда. Он много лет проработал на ЧЭМК, обслуживал оборудование в 8-м цехе и зарабатывал хорошие деньги, так что я могла себе позволить заниматься любимым делом, не думая о куске хлеба. А потом и вовсе отказался от собственной карьеры ради меня и детей. Я поступила на заочное отделение Московского финансово-экономического института, продолжала работать в Калининском отделении Госбанка, потом защищала диссертацию, а он взял на себя хлопоты по хозяйству, занимался детьми, готовил обед, — словом, обеспечивал семейные тылы. Сейчас сыновья выросли: старший Вадим до недавнего времени работал в головном офисе «Челиндбанка», младший Артём заканчивает экономический факультет ЮУРГУ по специальности «финансы и кредит».

— Сыновья выбрали экономическую стезю по примеру мамы?

— Это их выбор. Но неосознанное влияние, конечно, было. Дети видят, что я люблю свою профессию, что у меня много друзей и добрых знакомых, которые меня уважают. Нередко производственные контакты перерастают в долговременные человеческие отношения: я благодарна судьбе за встречи с такими яркими личностями, как Александр Аристов, Семён Мительман, Виктор Чернобровин и многими другими. Когда Артём был помладше, он меня спрашивал: мама, у тебя так много знакомых, потому что ты в банке работаешь? В его детском сознании банк был чем-то вроде «Скорой помощи» или МЧС, что, впрочем, во многих случаях недалеко от истины… То есть специально «профориентационную работу» с детьми я не проводила. Но, видимо, наивысший педагогический эффект достигается как раз в том случае, когда ты просто живёшь тем, что знаешь и любишь.

— А сами вы учитесь у людей?

— Конечно. Невозможно быть семи пядей во лбу. Я обожаю математику, но, к примеру, не сильна в истории, у меня пробелы с художественным образованием. И потому я с таким интересом общаюсь с людьми искусства. Например, знакомство с художником Анатолием Ладновым подарило мне новые знания в области живописи, а кроме того приобрела целый ряд работ для оформления интерьеров филиала банка.

Супруги Мякшун с сыновьями Артёмом и Вадимом.
Рядом с Вадимом — его невеста Марина. 6 ноября 2003 года.

— Разве эти интерьеры оформлял не дизайнер?

— Нет, всё сделано собственными руками и фантазией. В этом здании мы с октября 2001 года, а до него ютились в тесном и душном помещении над бойлерной, в котором обитало огромное количество тараканов и крыс. Став управляющей, я сразу приступила к проектированию и строительству нового здания по улице Каслинской. Реализация проекта шла трудно, но всё-таки мы довели дело до конца. Нынешнее, просторное и светлое помещение филиала можно считать полностью моим детищем. Я сама делала планировку, подбирала мебель, продумывала интерьеры. Теперь вполне профессионально разбираюсь в строительных и дизайнерских проблемах. Во всяком случае, собственную квартиру перепланировала абсолютно самостоятельно…

— Как в вашей семье решается проблема отцов и детей?

— У меня нет такой проблемы, я с детьми общаюсь на равных. Когда покупаю обновку, особенно из разряда спортивной одежды, то неизменно консультируюсь с сыновьями. Они мне всегда честно говорят: «Мам, сними, это тебе не идёт». Или одобряют: «Классно, мам, ты в этом костюме, как девочка!» И я им верю: в спортивной моде они разбираются не хуже, чем я в финансах. А сплотило нас, наверное, то, что мы всегда были заняты общим делом: ходили на лыжах в лес, отправлялись в путешествия, готовили свои любимые пельмени…

— Как решался в семье банкира вопрос карманных денег сыновьям? Сколько вы им выделяли в день?

— Нисколько. Да они и не просили никогда. Родители кормят и одевают, университет платит стипендию, что ещё надо? Правда, обычно мы оставляли деньги на молоко и хлеб, но ребята, сделав покупки, всегда аккуратно возвращали сдачу. Словом, ни я, ни муж никогда не акцентировали внимание на карманных деньгах, но и не препятствовали желанию сыновей подработать. В прошлом году Артём в рамках студенческого обмена 4 месяца провёл в США, заработал семь тысяч долларов. Из них тысячу двести вернул мне, полностью возместив мои затраты на эту поездку. Остальное отложил на оборудование квартиры.

— Как вы распоряжаетесь свободным временем?

— Наверное, человек действительно мало меняется с годами. И если я
с детства была заводилой среди мальчишек, то и сейчас у меня больше друзей среди мужчин, я по-прежнему хочу во всём быть первой, меня привлекает экстрим. За два занятия с инструктором освоила горные лыжи. Прыгала с парашюта, сплавлялась по горным рекам, каталась на водном мотоцикле. Люблю баньку с ледяным бассейном. Каждое утро делаю зарядку, чего бы мне это не стоило. Женщина-руководитель всегда должна создавать вокруг себя особую ауру, и мне приятно, когда пришедшие ко мне на приём люди это отмечают. Вот сегодня был один крупный руководитель, заглянувший «на минуту» и просидевший полтора часа. Кабинет покинул с сожалением: «Хорошо у вас, прямо душой отдохнул». Для меня это высшая похвала: человек пришёл с грузом финансовых проблем, а ушёл с отдохнувшей душой!

— Какой день в вашей жизни был самым памятным?

— Когда правление  «Челиндбанка» во главе с генеральным директором Михаилом Ивановичем Братишкиным выдвинуло мою кандидатуру на присуждение мне Почётного диплома международного признания, который на протяжении вот уже ряда лет вручается лучшим представителям финансового и банковского бизнеса. Свою награду я получила в феврале 2003 года в Гааге из рук Президента Нидерландского Национального Совета Женщин госпожи Пфайффер. Хорошо помню этот день: по-весеннему яркое солнце гостеприимной Голландии, доброжелательные лица людей и тёплый приём в Российском посольстве. Всё маленькое — страна, город, помещение посольства, и при этом огромное уважение к твоему труду, профессионализму. Дороги для меня и другие мои награды — орден «Золотого Орла», вручённый мне в ноябре того же года, грамоты от руководства Калининского района и города, и недавняя победа в областном конкурсе «Женщины — лидеры бизнеса». Думаю, не случайно общество столь внимательно к работе банков. Деньги банков — это то, что может сделать нашу жизнь стабильнее и благополучнее.

— Могут ли деньги сделать человека счастливым?

— В какой-то части да, безусловно. Но самого главного — любви, счастья, здоровья, радости творческого труда — невозможно купить за деньги. Это то, что даётся нам Богом — как приложение к другому великому дару, имя которому — человеческая жизнь…

 Лидия Панфилова


Pin It on Pinterest

Share This