+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Родом наш герой из Орска Оренбургской области. Но пригодился, если немного изменить известную поговорку, именно здесь, в Челябинске. Поскольку, закончив в 1981 году Челябинский политехнический институт, продолжает и до сих пор самозабвенно трудиться на процветание родного вуза. Итак, знакомьтесь, кандидат экономических наук, декан международного факультета Южно-Уральского государственного университета, доцент Владимир ГОРШЕНИН.

– Владимир Петрович, а каким вы были студентом?
– К технике меня влекло с детства: занимался авиамоделированием, вдохновенно читал книги про лётчиков. Родители поощряли мои увлечения, оба были «технарями»: мать – заместитель начальника экспериментального цеха швейной фабрики, отец – механик нефтеперерабатывающего завода.

В институт я поступил легко, с первого раза. Учился на факультете «Двигатели, приборы, автоматы» (нынешнее его название – аэрокосмический). Студентом был  активным. Уже начиная с первого курса, меня избирали на различные общественные должности: культорга, профорга, комсорга. И ещё художественной самодеятельностью занимался – играл на синтезаторе в вокально-инструментальном ансамбле факультета.

– Учёбе не мешало?
– Учёба – святое дело! Учился я хорошо. Закончил факультет с отличием. Но посетило некоторое разочарование. Вместо проектирования самолётов мы занимались больше проектированием ракет. Тогда существовала система распределения молодых специалистов. Меня хотели направить в Миасс. В мои планы это не входило, я успел полюбить всей душой Челябинск, и уезжать отсюда не хотел. Тогда заведующий кафедрой заявил мне: «Раз так, пойдёшь в самый грязный цех самого ужасного завода Челябинска! Станки будешь проектировать!»

– Вы отказались подчиняться Системе, и были жестоко наказаны…
– Отказался. И начал свою карьеру в должности сменного мастера завода «Станкомаш». А до того  несколько раз отказывался вступить в Коммунистическую партию Советского Союза. Без этого о перспективах, карьере тогда можно было не мечтать, но я же хотел заниматься наукой, учиться в аспирантуре…

Тем не менее, работа на заводе стала хорошей школой жизни. В моём подчинении находилось 25 человек. И мы регулярно перевыполняли план. Порой сутками не выходили из цеха. Отработаешь 14 часов, добредешь до общежития –  и спать, а через шесть часов – снова в цех.

– Страна настолько нуждалась в станках?
 – Нет, просто приходилось зачастую работать аврально. Недостаточная координация в работе поставщиков и планирования приводила, например, к неритмичным поставкам комплектующих. Я сделал несколько рационализаторских предложений, так как нашёл очень много скрытых резервов в техпроцессе и системе нормирования на этом производстве. Через три месяца мне предложили должность заведующего бюро труда и заработной платы. Через полгода – заместителя начальника цеха. Но для себя я решил: не уйду с должности сменного мастера! Чувствовал: как только сойду с первой ступени, мне уже никогда не выбраться с завода. А меня всё это время грела мысль о том, что, отработав положенный срок, убегу несмотря ни на что в науку.

Отработал в таком режиме год. Рутина, бытовавшая на заводе, начала угнетать, надоела. Из месяца в месяц одно и то же…

Хотя для себя, повторяю, я много хорошего «вынес» с завода. Там были идеально отработаны, например, системы мотивации коллектива, регламентации, контроля, управления качеством работ; продуман в деталях вопрос распределения заработной платы. Сейчас много говорят об этих проблемах, будто Америку открывают. Но уже в те времена всё это действовало, существовало в нашей стране! Правда, личный интерес при этом придавливался, свобода предпринимательства не поощрялась. Но, в основном, культура ведения производства, которая имелась, достойна подражания и сегодня. Не надо уповать лишь на западный опыт.

– В чём это проявлялось?
– Допустим, существовала система личного клейма. Одна из бригад обладала таким преимуществом. За личное клеймо доплачивали каждому 60 рублей. Рабочие очень дорожили этим правом. Качество продукции «держала» сама бригада. Количество и качество операций чётко фиксировалось членами бригады.

Мы сейчас это преподносим как некое новшество, пришедшее с Запада. Ничуть! Это всё имелось в Советском Союзе. 

Однако мне хотелось творчества! Узнал, что на кафедре автоматизации механосборочного производства родного института освободилось место инженера-исследователя. Самая низовая должность, младший научный сотрудник – и то на-а-а-много выше.

Перешёл, не задумываясь, на зарплату в 150 рублей, сократив свои доходы вдвое. И, в общем-то, не особенно жалел. Стремление к интересной, захватывающей работе взяло верх над возможностью хорошо зарабатывать (тем более, такой ценой!).

В институте пришлось ездить в длительные командировки – на заводы Миасса, Златоуста. Поступил в аспирантуру. Вновь закрутилась жизнь, похожая на студенческую, только на другом, более высоком, уровне. Оставалось время и на общественную работу. При общежитии ЧПИ действовало тогда, например, творческое объединение «Коллаж». Проводил и организовывал дискотеки. Был я, так сказать, ди-джеем. Много друзей на «общественной ниве» появилось в тот период. Среди них, например, нынешний первый вице-губернатор Челябинской области Владимир Дятлов, депутат Государственной Думы, президент объединения «ПромАсс» Валерий Панов.

– Раз были ди-джеем, значит, хорошо разбирались в музыке. И какая музыка вам нравилась?
– «The Beatles», «Queen», а из отечественных групп – «Машина времени» и челябинский «Ариэль».

– А в науке какой темой занялись?
– Балансировкой специзделий на газостатических подшипниках – тематика секретная, поэтому её до сих пор не рекомендуется раскрывать. Собрал своими руками ряд стендов, полностью автоматизированных. С 1983 по 1990 год опубликовал 22 научных работы и получил пять авторских свидетельств. Писал диссертацию. Параллельно в 1987-мгоду начал активно заниматься организацией студенческого досуга. Создали кооператив, небольшое объединение единомышленников при профкоме студентов. Проводили дискотеки, другие развлекательные мероприятия.

Так что имею опыт шоу-бизнеса. Правда, не всё складывалось удачно. Пригласили мы как-то в Челябинск группы «Агата Кристи» и «Настя». В Екатеринбурге в конце 80-х годов они уже были жутко популярными! Думали, нас ждёт успех, в том числе, кассовый. Но в Челябинске об этих группах мало, кто знал. Выступление прошло в полупустом актовом зале ЧПИ. Кооператив понес сумасшедшие убытки – три тысячи рублей, половина стоимости автомобиля «Жигули» на тот момент! Как бы теперь сказали, виной неуспеха стало неграмотное маркетинговое исследование, неэффективная рекламная кампания. 

В 1989 году создали молодёжный центр при комитете ВЛКСМ, комсомол доживал последние дни. Я стал заместителем директора этого центра. В нашем распоряжении оказалась часть помещений восьмого общежития ЧПИ. Образовался целый развлекательный комплекс.

Но и науку я не оставлял. С привлечением сотрудников кафедры автоматизации механосборочного производства при моём участии был спроектирован станок для балансировки автомобильных колёс. Однако мой научный руководитель утверждал, что я недостаточно целенаправлен. Защита диссертации откладывалась. Предлагали поработать сначала на имидж кафедры – внести лепту в подготовку научных работ коллег. Меня такая расстановка сил не устраивала.

 На рубеже 80-90-х годов началось активное сотрудничество с Орским заводом «Южуралмаш». Туда приезжали иностранцы, австрийцы, проводили семинары. Тему по тем временам они развивали, действительно, новую – организация собственного бизнеса с участием иностранного капитала. Меня она по-настоящему захватила. Произошёл скачок от технической тематики в сферу экономических знаний. О чём, в общем-то, не жалею.

В октябре 1991 года был подписан протокол о создании совместного российско-австрийского предприятия. Впоследствии, в 1993 году, я стал его генеральным директором. И в рамках проекта мы осуществляли обучение российских менеджеров по европейским образовательным технологиям. Это касалось сферы системного управления бизнесом. Первый набор на наш факультет сделан в мае 1992 года. Структура  называлась тогда – международный бизнес-факультет. Австрийская сторона оказывала методическую помощь.

Дальше мой путь выстраивался уже по этой колее. В 1996 году стал деканом, в 1999-м защитил кандидатскую диссертацию. 

– И не было никакой тоски по технике?
– Была. У меня сохранилось много книг, расчётов, публикаций, исследований. Многие  разработки, поверьте, уникальны! Но постепенно потенциал растерял. Первые три-четыре года работы в новом направлении, не скрою, мучила ностальгия. Потом увлёкся новой темой. Отступило… Жизнь пошла своим чередом.

Мы наладили, например, плотное сотрудничество со Школой бизнеса Открытого университета Великобритании. Нынешней осенью вручать дипломы к нам на факультет приедет посол Великобритании в России Энтони Брентон. А в ноябре 2005 года британская миссия международной сети Sity and Guilds приедет к нам для аккредитации международного центра по оценке компетентности менеджеров. Пока что он – единственный в России. 

– Как ваш факультет выглядит в контексте ЮУрГУ? Он крупный или не очень, престижный или незначительный?
– Не очень крупный – тысяча студентов на дневном и столько же на заочном отделении; 500 человек учатся в Центре профессиональной переподготовки менеджеров. Но – достаточно популярный и престижный. К тому же, у нас лучший КВН факультета среди команд вузов Челябинска. Я горжусь командой своего факультета и своим Делом! Ко мне периодически поступают различные предложения из бизнес-среды: предлагают перейти в их систему, передавать опыт, знания. Но я предпочитаю оставаться здесь. Мне нравится заниматься консалтингом, я консультирую многих предпринимателей, но переходить в их среду не спешу. Меня утомляет, отталкивает рутина, повторяемость работы, пусть и высокооплачиваемой. Я – творческий человек, люблю науку, постоянно открываю для себя  что-то новое. Я до сих пор в поиске. И поэтому для монотонного, цикличного, заорганизованного, строго рассчитанного по часам труда, не гожусь. Мне нравятся креатив, творчество, свобода!

– Поделитесь замыслами на будущее…
 – Есть у меня задумка – создать международный институт менеджмента, который сможет  обеспечивать элитарную, высококвалифицированную подготовку менеджеров. Сейчас в Москве начался процесс аккредитации школ бизнеса, в июне я был приглашён на встречу, в числе 25 руководителей школ бизнеса России. Представители столицы побывали в своё время у нас на научной конференции, оценили по достоинству наработки наших преподавателей. Действительно, в наших методиках имеются уникальные отличия, которых нет ни в московских, ни в питерских вузах. У нашего факультета, единственного в России, имеется, например, британский сертификат на право преподавания по программам Школы бизнеса Открытого университета Великобритании. Наши преподаватели проходят стажировку в Англии, Ирландии, Швеции.

– Сколько часов в сутки вы работаете?
– Когда работа нравится, часы не считаешь. Официально я должен уходить в отпуск ежегодно на два месяца. Но мне удаётся отдохнуть от силы две недели. Приходится постоянно дер-жать руку на пульсе, поэтому больше не получается. А во время отпуска всегда стремлюсь съездить в Оренбургскую область, свой родной город Орск – навестить родителей и друзей. В этом году обязательно поеду. Как-никак, 30 лет со дня окончания школы! Решили собраться всем классом и отметить.

– Были ли моменты в жизни, когда вам хотелось бросить всё и остановиться?
– Мне довелось работать в команде Германа Платоновича Вяткина. Считаю, это уникальный человек, который сумел из технического вуза создать  многопрофильный университет российского уровня. Он для меня – пример. Герман Платонович – большой оптимист по жизни. Более того, он всегда предоставлял мне возможность проявить себя. Поэтому что-то не припомню таких моментов, когда мне всё хотелось бросить, прекратить… В настоящее время у нас новый ректор – Александр Леонидович Шестаков. Кстати, в 2002 году он закончил курс «Эффективный менеджер» Школы бизнеса Открытого университета Великобритании на нашем факультете. И качество обучения по этой программе он оценил, как высокое.

 У нас всегда много интересных проектов! Вскоре, например, к нам приедет декан Школы бизнеса шотландского университета из города Абердин. У него есть желание открыть отделение своей Школы бизнеса здесь, в России. Если всё удачно сложится, заключим такое соглашение.

– У вас есть дети?  
– Сын Дмитрий перешёл на третий курс, изучает психологию, дочка Алена закончила второй класс.

– Как вы объясняете своим детям, чем занимаетесь на работе?
– Беру их с собой и привожу на факультет. Пусть сами всё видят! Я много времени провожу на работе, поэтому, чем сто раз рассказать – лучше один раз посмотреть. Дети учатся хорошо, проблем не создают. Сын мечтает стать психоаналитиком. Ему нравится наблюдать за людьми, определять типы личностей, мотивы поведения; вычислять, что привело к тому или иному поступку. Техника его, увы, не интересует. Дочь – очень энергичная девочка. Прирождённый менеджер! Лидерские качества уже сейчас заметны невооружённым взглядом.  Но – из-за компьютера не выгонишь. Все эти игры – просто болезнь какая-то… Приходится, чтобы оторвать от компьютера, идти на всякие уловки, как-то договариваться, чтобы хоть немного отвлечь ребёнка. 

– Чего ещё желаете себе и своему факультету?
– Я учился в Австрии, Германии – у ведущих консультантов Берна Шмидта, Альфреда Пиркерса. Увлёкся консалтингом. Вижу, чувствую, – работы в этом направлении в России – непочатый край. Желаю себе и своим студентам оставаться искренне увлечёнными людьми, никогда не поддаваться рутине, не ходить проторенными путями.

– Ваше самое сильное впечатление последнего времени? 
– Приём в честь английской королевы. Королева-мать – настоящий живой символ Великобритании. Праздник в её честь – добрая традиция, это для британцев – святое. И право побывать на таком приёме – большая честь, дорогого стоит… 

Событие состоялось 17 июня. Британский посол Энтони Брентон устроил приём в Екатеринбурге, в Зале искусств. И мне посчастливилось на нём побывать! Всё утопало в цветах, было много воздушных шаров, вокруг красиво одетые люди. И какие! В общем, всё очень торжественно. И над всем этим великолепием с портретов сияет улыбка королевы…

Pin It on Pinterest

Share This