ТАК ФОТОГРАФИРУЮТ ТОЛЬКО ДЕТИ

СЕМЬЯ: стоп-кадр

Текст: Павел Большаков
Фото: из личной коллекции автора

Когда ребёнок открывает глаза, он радуется миру. Когда он берёт фотокамеру в руки, он радует этот мир.

Детскую непосредственность в фотографии трудно подделать, ещё сложнее — ей подражать. Эту простую истину понимают только истинные педагоги фотографии. Когда-то Челябинск был центром детской фотографии СССР. 

Как друг Виктора Муршеля и организатор многих детских фотоконкурсов, в том числе российского масштаба, я столкнулся в этом веке с родительской манией набить портфолио детей липовыми дипломами любого конкурса. Однажды приехал в Москву, чтобы вручать дипломы победителям российского фотоконкурса «Экология души». Одна мама — только одна! — не привела с собой призёра. Ей было стыдно в присутствии своего ребёнка получать награду за фотоподделку. Мама была профессиональным фотографом и обманула достаточно опытных членов жюри «детским» почерком своей работы. Но это единичный случай.

Потому что детскую фотографию со взрослой не спутаешь: любовь и восхищение жизнью можно почувствовать только в детском восприятии. Не люблю кошечек ни в живописи, ни на фотографиях, ни в соцсетях. Но детские фото любимого котёнка меня всегда удивляют. Впрочем, как и любые персонажи животного мира, увиденные глазами детей. Ребёнок снимает не предметный мир. Он снимает радость и грусть — а всё, что попадает в объектив, только образы этих чувств.

Если в душе сумрачно, ребёнок камеру в руки не берёт…

Детскую фотографию мы чувствуем только тогда, когда сами остаёмся с душой ребёнка и не утрачиваем способность удивляться, влюбляться, восхищаться. Всю свою жизнь.