+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Виктор Ереклинцев

Время большой стройки

БИЗНЕС: город

текст: Лана Литвер
фото: Дарья Пона

Главу Центрального района Челябинска считают идеологом урбанизма среди чиновников. Он мечтает, что по выходным будут перекрывать проспект Ленина и расставлять на проезжей части кресла и столики, на Алом поле можно будет отдыхать в гамаках и устраивать пикники.

-Виктор Александрович, какую оценку вы бы поставили благоустройству города по десятибалльной шкале?
-По десятибалльной — пятёрку. На Московском урбанистическом форуме, который произвёл на меня неизгладимое впечатление, я понял вот что: надо начинать менять городскую среду здесь и сейчас. Не бояться ошибиться. Начиная преобразования, внутри ты должен быть абсолютно уверен в своей правоте. Сила правоты — вот энергетика перемен. Не ждать никаких особых условий. Я разговаривал в Москве с людьми, которые не скверы делали, — они города меняли, через колено ломали сознание. «Не бойтесь, — говорили они, — это жёсткая история». Но нужно начинать, потому что мы движимы силой своей правоты. Я приехал, заражённый этой философией, причём навсегда. Всем чиновникам хорошо бы пережить такую перезагрузку.

-Значит, сначала должна появиться политическая воля как первое условие для перемен?
-Совершенно верно. Второе условие — ресурс. Ресурсы есть: в этому году на реконструкцию семи скверов Центральному району выделили 205 миллионов рублей. С этой суммы можно начинать. Третье условие — поддержка людей. И не просто моральная поддержка, а прикладная.

-Вы как пример главы района, который открыт к диалогу с обществом больше, чем кто-либо.
-Да, это правда, я открыт, мне пишут во все аккаунты. У общества есть жёсткий запрос на коммуникацию. Власть практически утратила доверие горожан, и во многом из-за отсутствия диалога. Вот ко мне пришла инициативная группа жителей: «Хотим за свой счёт сделать беседку и лавочки на урочище Монахи». Чего я только не услышал от коллег в качестве контраргументов: сломают, сожгут, пьяные компании… Ребята, инициативная группа, присутствуют при этом, всё слышат, и блеск в глазах пропадает. Я понял, что если я сейчас не поддержу их — всё, я потеряю этих людей. И я подписываю разрешение. Вы бы видели, какие они стали воодушевлённые! Эти истории разносятся сарафанным радио и будут масштабироваться. Сообщества «Чистые игры», «Том Сойер Фест», «Челябинский урбанист» — это как раз люди, которые меняют сознание и в конечном счёте меняют город. У них есть желание что-то делать. Челябинские «чистомены», например, всё лето поддерживают чистоту на карьере Сопливчик. По своей воле, бесплатно. Недавно попросили поставить бочки для мусора, мониторят, с какой скоростью наполняются, звонят мне, чтобы решать, по какому графику вывозить.

-Вам волонтёры просто так звонят напрямую?
-Ну, конечно. Номера моего мобильного телефона у кого только нет. Но люди, я убедился, не злоупотребяют. Звонят только с конкретным делом или предложением.

-Тема с выкорчеванными гранитными бордюрами на площади Ярославского — пример такого диалога?
-Всё, мы восстановили гранитные бордюры, отказались от бетонных. Серьёзно. Я выслушал аргументы обеих сторон, приостановил работы, посмотрел ещё раз. Старый гранит — это действительно круто, это история города. И спасибо людям, которые эту идею поддержали.

-Расскажите про проекты благоустройства, которые сейчас в работе.
-В порядке приоритета: сквер на Алом поле, бульвар на Воровского, вторая очередь сквера на академика Королёва, ремонт на бульваре Славы и площади Ярославского — вот проекты, которые мы будем делать в этом году.

-Какой из них самый любимый?
-Он же и самый сложный — это Алое поле, наш первенец, на котором мы набиваем шишки. Архитектору была поставлена задача — сделать нормальную логистику. В разное время суток он изучал пешеходные потоки и точно в соответствии с народными тропами планировал дорожки. Претензия «Вы закатали всё в асфальт» — абсолютно надуманная, там нет лишних тропинок. Я сделал картинку с Google Maps в 2017 году и в 2019‑м, когда мы сделали тропиночную сеть, — они коннектятся один в один, кроме, может быть, пары тропинок, которых как раз не хватало. Московский архитектор Никита Асадов на днях приезжал и сказал, что к логистике вообще нет никаких вопросов. Вопросы есть к наполнению. Сейчас делаем газоны, и ландшафтники начинают думать, как наполнить это фишечками, активностями. Мы хотим, чтобы там не было толпы, наоборот, создать места для уединения. Я недавно проходил и вижу: мужчина приличного вида прилёг на лавочку в тенёчке, отдыхает. И очень хорошо!

-И на газонах вообще-то можно лежать.
-Совершенно верно. Мы планируем сделать на газонах стоячие лежаки, слышали? Это идея ребят из «Челябинского урбаниста». Под небольшим наклоном устанавливается доска — на неё вы как бы ложитесь и отдыхаете. Может быть, появятся некие варианты шезлонгов, как в парке Горького, или гамаки. И надо отходить от этой фобии «По газонам не ходить!». Ходите! Лежите! Устраивайте пикники! Почему нет? Это история очень красивая и вполне цивилизованная. Это мы осуществим в следующем году.

-Расскажите про пешеходный бульвар на проспекте Ленина, пожалуйста.
-Бульвар будет создан по чётной стороне проспекта от улицы Володарского до Лесопарковой. В своё время архитекторы, проектировавшие его, получили Государственную премию — это один из немногих примеров шикарного дендроплана и очень грамотной тропиночной сети. Там на девяносто процентов всё сделано, требуются только косметические работы. Поменяем асфальт на тротуарную плитку. Уведём пешеходный поток, будем уводить от проезжей части вглубь, к домам. Зайдём на газонную часть. Вот, кстати, классный пример: студенты много лет подряд брали лавочки с проспекта и уносили их в ёлки. Подрядчик у меня ругался, перетаскивал обратно, приваривал. Студенты опять отдирали и утаскивали, они сильные, молодые! Я в какой-то момент сказал: стоп, ребята, хватит. Пусть лавочки остаются в ёлках. Поставьте на их место новые. И урны к лавочкам приставьте. Начали наблюдать — чисто, ребята следят!

-Когда вы увидим преображённый Центральный район?
-Я думаю, это история года на три. Мы запустили четыре больших проекта, но комфортная среда — не только скверы, это и удобные остановки, отсутствие визуального и аудио шума. Доведение до лоска — процесс безостановочный.

-Могут ли лично к вам обратиться никому не известные архитекторы и предложить проект переустройства какого-то конкретного пространства?
-Что значит могут? Так сейчас и происходит. Я сам прошу об этом: хотите менять город — вылезайте из сетей, приходите ко мне. Уже сделали два проекта. Первый — сквер на Володарского рядом с ЧГПУ, между проспектом Ленина и Сони Кривой. Молодой парень Андрей Варфоломеев выиграл серьёзный грант на Урбан-мастерской и принёс мне эскиз сквера. Дальше всё я беру на себя: заказываю проект, прохожу госэкспертизу и так далее. Второй пример — сквер на «Парковом-2». Ольга Чистякова и Анна Астахова, архитекторы из сообщества «Челябинский урбанист», по моей просьбе разработали проект сквера, потому что первый вариант явно устарел, он был сделан до того, как жители освоили территорию. Я попросил разместить его в пабликах «Паркового-2», чтобы люди пообсуждали. Удивительно, но на девяносто процентов проект им понравился! Вот примеры того, как активность перестаёт быть обменом критическими постами в сетях, выходит на улицы, воплощается в реальные дела. Любой активный челябинский архитектор может предложить мне преобразования любого пространства — и мы её рассмотрим.

Или вот — я очень горжусь этим примером — территория внутри домов улицы Смирных. Одна из жительниц дома договорилась со своей подругой из архитектурного бюро, они подготовили проект сквера шаговой доступности, это мировой тренд, между прочим. Сами всё сделали на чистейшем энтузиазме: придумали круглую перголу с лампочками, зелень, дорожки, лавочки. Отличный проект, будем разрабатывать однозначно.

-А вот у вас площадь перед входом в администрацию с таким старинным фонтаном…
-Мечтаю сделать вокруг фонтана там лаунж-зону. И сделаю! У нас в районе очень много мест для лаунж-зон, мы примем любые здравые идеи по их преображению, сделаем красивую историю. Один журналист сказал мне умную вещь: мол, не обольщайтесь, у вас как у чиновника — презумпция виновности. Да, согласен, кризис доверия очень серьёзный. С этим сталкиваются все города. И надо сейчас его возвращать. Именно поэтому открыт для любых идей, любых возражений, любых дискуссий. «Не бойтесь, — говорят нам коллеги из других городов, — нарабатывайте опыт, он болезненный, сложный. Но если выдержите, у вас всё получится». Когда люди чувствуют, что их слышат, — возникает энергетика, необходимая для перемен. Пришло время большой стройки.

Pin It on Pinterest

Share This