+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Пара секретов для будущего

БИЗНЕС: достояние страны

Текст: светлана Бацан
фото: Родион платонов, Дмитрий Болотин, Предоставлены агрохолдингом «Чурилово»

Семь лет назад произошло событие, которое сегодня коренным образом изменило ситуацию со свежими овощами на нашем столе. В 2012 году группа компаний «Промышленные инвестиции» приняла решение о строительстве современного тепличного комбината на базе существующего с 1948 года тепличного хозяйства «Чурилово». Спустя четыре года во главе большого уже тогда предприятия на 700 рабочих мест встаёт Оксана Геннадьевна Лицингер. И далее — новый рывок в развитии. Ещё один мощный агрокомплекс «Горный» откроется на 25 гектарах в конце года в Усть-Катаве и меньший «Мартыновский» — в Курганской области. А это ещё более тысячи новых рабочих мест и свежие, экологически чистые огурцы и томаты круглый год. Речь идёт о стратегической отрасли отечественной промышленности — пищевой.

Помню, в шесть лет нашу детсадовскую группу повели на экскурсию в тепличное хозяйство. Был месяц март, конечно, же, лежал снег, и вообще, по детским ощущениям, стояла лютая зима. А в том удивительном царстве волшебники в синих халатах поливали, рыхлили и срывали настоящие живые огурцы. Нам потом дали с собой два длинных ароматных огурца, и в группе няня торжественно нарезала их на тонюсенькие ломтики. О, это было чудо, несравнимое даже с мандаринами под ёлкой.

Мало кто знает, что первую теплицу в Челябинске начали строить в Великую Отечественную войну. Место под парники выбирала специальная комиссия (уже тогда просчитывали экономику — решили использовать тепловые отходы челябинской ТЭЦ-1). В то время предприятие называлось казённо — теплично-парниковое хозяйство № 5, и располагалось оно в Ленинском районе. В 1946 году овощеводы выдали первый урожай (почему-то большой упор делали на лук). Через тринадцать лет теплицы появились в Металлургическом районе, ТПХ-5 переименовали в совхоз «Тепличный», а в 1960‑м к нему присоединилось и подсобное хозяйство ЧТЗ. Вот так началась эра зимнего овощеводства в одном из самых холодных и суровых регионов страны.

Как всё это выглядело в начале пути? Представьте овощевода: в платочке, новеньком ватнике, плюс в комплекте синий халат, в сияющих галошах и с тяпкой в руке. Подавляющее большинство работников теплиц в то время, да и сейчас, составляли женщины. Труд был исключительно ручной: завозили в теплицу землю, потом на тачках везли навоз, рассыпали, перекапывали. Вставали шеренгой по ширине теплицы и начинали копать. Одну теплицу (600 квадратных метров) — до обеда, вторую — после. На носилках женщины таскали семена лука, рассаду. Собранный урожай тоже носили на себе (средний вес одного груза — 100 кг). А как тяжело было мыть стёкла! Вручную, наждаком и моющим раствором, постоянно рискуя поскользнуться, упасть, порезаться. Проблема была настолько серьёзная, что в 70‑х годах инженеры спроектировали специальную установку на гусеничном тракторе — механизировали труд. Куда потом уходили эти золотые огурцы, история умалчивает. Рассказывают, что для кормления работников обкома КПСС, конечно же, рабочим ЧТЗ. Но большинство рядовых челябинцев продукцию тепличного хозяйства никогда и не пробовало.

«Ну огурцы, ну помидоры… Подумаешь!» Сейчас покупатель бывалый: он ещё покопается придирчиво на прилавке, кое-кто и носик поморщит: «Китайские, поди?». А вы не морщьтесь, товарищи, вы ищите свои, родные. Потому что они есть у нас.

«25 гектаров занимают наши теплицы в Чурилово, — рассказывает генеральный директор ООО «Агрокомплекс «Чурилово» Оксана Лицингер. — Чтобы представить наглядно, это примерно 50 футбольных полей. Мы разделили эту площадь на пять блоков, в четырёх выращиваем огурцы, в одном — томаты и зелень. На сегодняшний день это самый крупный на Урале тепличный комбинат по выращиванию овощей в закрытом грунте».

Тачки, тяпки и сверкающие галоши навсегда остались в советском прошлом. Современная теплица (четвёртого поколения, между прочим) напоминает кадры из какого-то фантастического фильма: море света, стекла, мигающие датчики, трубочки. Всё полностью автоматизировано и контролируется компьютером. «Мы выращиваем овощи по голландской технологии малообъемной гидропоники, — поясняет Оксана Лицингер. — А система управления микроклиматом наша, российская — ФИТО. Она включает в себя автоматизированное приготовление питательного раствора и сам непрерывный капельный полив. Также автоматически происходит управление температурой воздуха, влажностью, уровнем углекислого газа и количеством света. Когда становится слишком жарко, система автоматически приоткрывает форточки. Когда темнеет — включается дополнительная досветка. Падает углекислый газ — система «подкачивает» его до нужных показателей. В систему ФИТО интегрированы датчики температуры и влажности окружающей среды, ультразвуковой датчик ветра, бесконтактный датчик осадков, соляриметр (это прибор, который измеряет сумму прямого и рассеянного солнечного излучения), ФАР-метр (это вообще очень сложный прибор, который определяет спектральный диапазон и плотность фотонного потока). А ещё у нас везде стоят видеокамеры, и я могу в режиме реального времени наблюдать, что происходит сейчас в нашем хозяйстве».

Я смотрю через стеклянную стену директорского кабинета (там сразу и начинается теплица). В хозяйстве не происходит ничего. Сонно покачивают листьями полутораметровые огуречные плети. Тишина, свет и покой.

— Ну, это ещё наши малыши, видите, на них плодов пока нет, только завязи, — сообщает директор. — Овощеводы сделали обход, всех проверили, чтобы не было больных, и ушли. Дальше всё происходит автоматически: полив, проветривание.

-А как же поговорить? Им тут не тоскливо вот так расти?
-Что вы! Наши девочки с ними каждый день разговаривают. Растения это любят. На обходе овощевод обязательно трогает каждое растение, некоторые музыку им включают.

-Вы серьёзно?
-Конечно. Эта традиция у нас с семидесятых годов. Тогда агрономы специально опыты проводили: включали в теплицах классику, а потом сравнивали урожайность. Доказано на практике: растения, которые слышали музыку, обильнее плодоносили. С детства знаю, что с растениями надо разговаривать. Когда я была маленькая, мы с родителями часто ездили в гости к бабушке, до сих пор помню наощупь её колючие огурцы.

-А как вообще проходит жизнь вашего огурца, например?
-Вот его жизненный цикл: двадцать дней проходит от семечка до рассады. Ещё двадцать дней он растёт до взрослого состояния и до появления первого огурца. А потом — три месяца плодоношения.

Конечно же, ушлые голландцы, когда создавали свою передовую технологию, перехитрили-таки матушку-природу. Представим себе дикий, необузданный огурец где-нибудь в теплице южноуральского дачника. Он растёт-растёт, упирается наконец в крышу, останавливается и начинает давать плоды. Месяца два он так продержится, и всё — отработанный материал. А в современном тепличном хозяйстве как дело налажено? К огурчику подвязывают шпагат, он по нему добросовестно карабкается, но потолок — где-то на недосягаемой высоте. Как говорится, есть к чему стремиться всю свою продлённую огуречную жизнь. Поэтому они тут такие бодрые, зелёненькие и совсем не пожухлые.

В хорошем хозяйстве при хорошем уходе урожайность огурцов должна быть 120 килограммов с одного квадратного метра. Вот такие высокие стандарты. Кстати, некоторые уверены, что тепличные овощи шпигуют химией со всех сторон, чтобы сохранить урожай. Это совсем не так.

— Для защиты растений от вредителей и болезней мы применяем биометод. Растение как человек: если к нему применять химию, произойдёт угнетение растения и снизится урожайность.

-А как вы лечите больные растения?
-Никак. Сразу выдёргиваем и на уничтожение.

Если вы купите в магазине длинноплодный гладкий огурец, это сорт Мева, а короткий с пупырышками — Кураж. И всё это достижения голландских селекционеров. Российскую селекцию загубили в 90‑х годах, и сейчас вся отрасль работает на зарубежных семенах.

«Сейчас вроде бы появляются энтузиасты, которые хотят возродить отечественное семеноводство, но это очень долгий и дорогой процесс, — говорит Оксана Лицингер. — К сожалению, такие крупные хозяйства, как наше, не занимаются собственным семеноводством, это отдельная отрасль, там совсем другие технологии используются. Зато именно наши агрономы смогли спасти и сохранить бесценные наработки наших предшественников. В 1970 году совхоз «Тепличный» первым опробовал и внедрил метод биологической защиты растений. Под руководством агронома А. Е. Лаптевой челябинцы научились выращивать насекомых-энтомофагов (поедающих таких вредителей, как паутинный клещ, белокрылка, тля, трипс). Наша биолаборатория — первый в России центр по производству энтомофагов, мы полностью обеспечиваем свои потребности и продаём наших «подопечных» в другие тепличные хозяйства».

О таких помощниках огородники могут только мечтать: галлица, циклонеда, афидиус, макролофус, фитосейлюс, амблисейус, энкарзия. «Правильные» насекомые, бактерии, грибы и вирусы помогают надёжно защитить урожай от потенциальных угроз природными методами.

— Есть сорта томатов и огурцов, которые требуют опыления. Агрономы ведут постоянный контроль за работой этих «внештатных сотрудников», — говорит Оксана Лицингер.

-Оксана Геннадьевна, какой самый страшный ужас директора тепличного хозяйства?
-Какой-нибудь коммунальный катаклизм: порыв на газопроводе, например, тотальное отключение электричества. Когда метеорит прилетал, мы тоже поволновались. От взрыва в некоторых теплицах повылетали стёкла, мы скотчем приклеивали плёнку, пока наши инженеры, техники на личных машинах ездили в магазин за стеклом.

-Что за люди работают в теплицах?
-Это особые люди. Здесь обязательно нужно любить растения, быть творцом, творческим человеком. Ждать этого чуда: когда практически из ничего (семечко да минеральная плита вместо земли) появляется новая жизнь, и всё благодаря тому, что ты потрудился. Те, кто пришёл просто за деньгами, долго не задерживаются. Мы очень любим и ценим наших старых специалистов — ещё тех, советских агрономов. Многие продолжают работать у нас в качестве консультантов, несмотря на солидный возраст. А вообще средний возраст агрономов у нас сейчас 35 лет. Молодёжи это интересно, тут есть возможность развиваться, повышать квалификацию.

Сейчас на производственной площадке в Чурилово работают 700 человек. Тепличный комплекс не только даёт работу людям — он обогревает микрорайон новостроек Чурилово от собственной котельной. Сейчас агрокомплекс протянет руку помощи одному из самых депрессивных моногородов Челябинской области — Усть-Катаву. В 2017 году здесь начато строительство тепличного агропарка «Горный». Так же как и «Чурилово», он расположится на 25 гектарах. В конце года планируется запуск предприятия, сейчас ведётся набор рабочих. Стажировку уже прошли 330 местных жителей, будущих овощеводов, всего будет открыто 720 новых рабочих мест.

— Немного меньший комплекс мы заложили и в соседней Курганской области, — рассказывает генеральный директор ООО «Агрокомплекс «Чурилово» Оксана Лицингер. — Это будет 12,5 гектара теплиц, название комплексу мы дали «Мартыновский», по названию села Мартыновка. Здесь мы собираемся производить собственное электричество. Сейчас решён вопрос с газификацией, построена библиотека. Новый комплекс даст 320 рабочих мест. Многие наши специалисты поедут в Усть-Катав и Курганскую область и будут работать там не менее трёх лет. За это время они должны полностью наладить производство и выстроить процессы. Для них это возможность роста — и в личностном, и в финансовом плане. Для меня ценно, что есть поддержка и понимание со стороны Сергея Евгеньевича Вайнштейна.

-Каких ещё свершений ждать от «Чурилово»? Может, вы будете выращивать для южноуральцев ананасы?
-Сейчас наша первостепенная задача — полностью обеспечить земляков свежими овощами. А потом — почему бы и нет? Ведь у наших предшественников был и лимонарий. Покопаемся в старых записях наших ветеранов‑агрономов, может быть, найдём ещё пару секретов из прошлого…

Pin It on Pinterest

Share This