+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Театр

как символ города

Явления: город

Текст: Любовь Усова
Фото: из архива Драмтеатра

Cколько зданий в Челябинске можно назвать символом города? Не больше десятка, наверно. Жемчужиной, словно парящей над главной площадью Челябинска, стало для нас здание нового драматического театра. Хотя новым оно было давненько, в 1981 году…

Интересное всё же было время. Первым секретарём Челябинского обкома КПСС в 1970‑е годы стал Михаил Гаврилович Воропаев, своей главной задачей считавший улучшение жизни жителей Челябинской области. При нём область совершила настоящий прорыв во многих областях, как в промышленности и сельском хозяйстве, так и в социальной и культурной жизни! Чёрная металлургия региона заняла тогда ведущее место в СССР! Технически переоснастили и сельское хозяйство, построили целый ряд птицефабрик, жилья сдавали не менее шести миллионов квадратных метров (немало по тому времени). Не забывал советский глава области и про культурную жизнь. При его непосредственном содействии было принято постановление Совета Министров РСФСР о развитии учреждений культуры в Челябинской области. Благодаря чему и были построены оперный и драматический театры, кинотеатры и другие учреждения культуры Челябинска.

Правда, скорость строительства в те времена сильно отличалась от нынешней. Так, здание драмтеатра строили долгих десять лет! Но проект для того времени был новационный! Его делал в мастерской № 4 института «Челябинскгражданпроект» знаменитый челябинский архитектор Борис Алексеевич Баранов, на счету которого тогда уже были и Дворец пионеров на Алом поле, и две четырнадцатиэтажки на проспекте Ленина, задавшие новый масштаб главной улице, а самому архитектору — признание заслуг от правительства страны…

А «театр занял целую жизнь», — как сказал сам Борис Алексеевич. Архитектурно-художественный облик театра был решён как увеличенный срез греческой колонны с канелюрами в обрамлении золотых переплётов витражей. Ежедневный авторский надзор на строительной площадке, растянувшийся на два года, — чтобы все работы велись согласно проекту. И строители, увидев первые результаты, прониклись идеей, поняли, что участвуют в создании уникального объекта, и в корне изменили своё отношение к работе.

В отделке использовали три основных «греческих» цвета: пурпурный — в панелях красного дерева, золотой — в латунных деталях перил, люстр и бра и белый — в облицовке внутренних и наружных стен белым коелгинским мрамором. Торжественность и спокойствие рождает созданная архитекторами и строителями гармония помещений театра. Добывание нужного, «того самого» мрамора или редких отделочных камней, дерева для облицовки зала, мебели — каждый этап выливался в эпопею…

Борис Алексеевич может рассказывать о казусах и нюансах строительства драмтеатра часами. Мрамор везли со всей страны! Стены парадных лестниц, колонны фойе и вестибюля одеты в красный грузинский, чёрный карельский, золотистый из Узбекистана и красно-белый сибирский мрамор. А полы вестибюля выложили серым екатеринбургским и чёрным карельским гранитом.

Приходилось и смекалку проявлять! Латунные стойки перил, лестниц и балконов выточили из тракторных гаек с Челябинского тракторного завода. А сияющие ажурные люстры фойе и бра собрали по эскизам архитекторов из хрусталя Саранского завода в тресте «Электромонтаж»: разбирали бытовые ночные светильники, а после все детали вновь скрепляли простыми канцелярскими скрепками. И даже копейские учащиеся ГПТУ приложили руки, вытачивая из красного дерева резные украшения балконов. А подходящие кресла для зала нашли случайно, в Смольном дворце Санкт-Петербурга. Но чтобы они вписались в интерьер, пришлось изменить в них почти всё: и дубовую облицовку — на красное дерево, и обшивку из красного сукна — на золотистый «коврик-люкс». И что показательно: этот «кремлёвский коврик» до сих пор жив!.. Вентиляция здания тоже оригинальна. Системы кондиционирования тогда ещё не были распространены. Инженеры спроектировали систему подачи воздуха с подогревом и увлажнением из сада имени Пушкина…

В итоге результат превзошёл самые смелые ожидания. И хотя за превышение фактической сметы первой наградой главному архитектору проекта после приёмки театра в эксплуатацию стал выговор, такое здание не могло остаться незамеченным. Спустя семь лет после завершения строительства «награда нашла своих героев»: его авторы (архитекторы Б. А. Баранов, В. Л. Глазырин, Д. О. Олтаржевский, Ю. П. Перчаткин, А. И. Рудик, Н. Н. Семейкин, А. Н. Слонимский, инженеры А. А. Аверина, В. П. Туркин, художник Ю. В. Александров) стали лауреатами Государственной премии РСФСР. Кстати, для Баранова этот проект стал ярким завершением его творческой карьеры архитектора, и он стал главным архитектором Челябинска.

А здание Челябинского драмтеатра до сих пор считается одним из красивейших в России, настоящей жемчужиной. И хотелось бы, чтобы таким он оставался и впредь…

Pin It on Pinterest

Share This