+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Его имя не сходит со страниц газет и журналов, историю его жизни, о которой сам он рассказывает искренне и открыто, читают как самый увлекательный роман. Его картины украшают крупнейшие музеи и дома известнейших людей мира, да и сам он – как герой, сошедший к нам с холста работы какого-то мастера прошлых лет. Спокойный, вдумчивый и вместе с тем по-юношески озорной. Предельно откровенный и одновременно какой-то загадочный. Какой же он на самом деле – самый известный художник современности. Никас Сафронов.

Никас Сафронов

Вы всегда лично присутствуете на своих выставках?
Практически на каждую приезжаю лично, если нет каких-то веских преград. Но это не формальность для меня, не потому что этого требуют правила приличия. Совершенно искренне говорю – нет никакой усталой популярности и пренебрежения к людям, мол, ты звезда, а все вокруг должны тебе в рот заглядывать. Просто ставлю себя на место того, кто все это организовал, сколько сил вложил, что ты его можешь задеть. Знаете, это здорово лечит от звездной болезни.
Живопись для вас больше труд или удовольствие?
Удовольствие – такое условное понятие. Кто-то, может, получает удовольствие от выпивки, но как-то смешно жить ради этого. Да, для художника как для мастера это удовольствие, но ведь тебе хочется, чтобы это было еще и востребованным, приятно, когда за твой труд ещё и платят. Все настоящие мастера знают, что искусство – это часто больше труд в чистом виде. Когда ты научишься совмещать личное удовольствие и востребованность – это называется профессионализм.
Бывает, что устаете от популярности?
Разное бывает настроение. Иногда идешь по улице, подносишь телефон к уху и делаешь вид, что разговариваешь, только чтобы к тебе никто не подошел. Так хочется побыть наедине с собой и стать незаметным. Или спрашивает кто-то на улице – а что вы делаете на этой улице, я вас вижу уже не первый раз здесь? Да я здесь живу! В магазин могу пойти, прогуляться люблю, я ведь такой же человек, как и все. Знаете, как говорят великие актеры в театре: приди в театр и умри. Быть актером с 9 утра до 6 вечера просто невозможно. Вот я живу по такому же принципу: искусство – все для меня, и у меня просто нет права на что-то жаловаться.
Что для вас театр? Вы сами никогда не думали что-то поставить на сцене?
Театр для меня это особый мистический мир – нужно понимать это, если тебе вдруг захочется в него попасть. Я художник, на полотне я могу создать свой собственный мир, а воплотить его в действие – для этого ведь нужен особый дар. Среди моих друзей очень много актеров театра, потрясающие люди, совершенно необыкновенные, иногда они зовут меня сделать что-то совместное, я как будто к таинству прикасаюсь. В прошлом году принимал участие в постановке у Армена Джигарханяна – на сцену проецировались мои картины, которые словно оживали, я смотрел из зала как завороженный. А вообще когда-то я работал бутафором в ростовском тюзе (смеется), и в театре у Д.Баниониса в Панивежском литовском театре.
А если бы оказались героем какого-то сюжета – это был бы трагический литературный или веселый сказочный персонаж?
Это такой непростой вопрос. Трагизма нам и в жизни хватает. Если, конечно, ничего кроме него в ней не замечать. А вот сказки я очень люблю, но сказочные герои это ведь не только люди. С животными себя часто ассоциирую. Иногда поешь так хорошо, вкусно, изобилие на столе, что плохо становится, чувствуешь себя каким-то поросенком (смеется). А иногда ты как поджарый конь из сказки и все перед тобой расступаются. Иногда как породистая охотничья собака, которая преследует цель на охоте. А порой ты как вальяжный кот, который только и может, что лежать и с удовольствием мурлыкать.
Часто мы можем отличить хорошую книгу, музыку, фильм от плохого. Когда мы смотрим на картину – чему нам больше доверять, чувствам или знаниям?
Мы с вами говорим о категории образованности. А когда человек эрудирован, образован, воспитан, когда знает историю, у него появляется внутри механизм, способный понять, где качество, а где нет. Вот врожденное чувство вкуса и стиля – это уже более тонкое что-то, как интуиция – у кого-то есть, а у кого-то нет. Не важно, что перед тобой будет – картина в стиле кубизма, бронзовая статуя или какая-то книга. Человек разносторонний, глубокий увидит прекрасное и настоящее хоть в чем. И потом – у каждого автора есть удачные работы, а есть неудачные.
Таких разносторонних людей много рядом с вами?
Их вообще не может быть много! Они такая редкость сейчас. И я к ним тянусь. Вот Валентин Гафт, мы очень близко с ним дружим, с 92-го года. Прекрасный актер, удивительный человек. Как-то посчитал – он написал мне свыше 87 стихотворений, и из них было много посвященных мне. Представляете, каким тонким умом и восприятием нужно обладать. У меня есть картина «Некоторое размышление под шляпой», такой фантазийный сюжет, там ноги отдельно, шляпа.. а он увидел свое: Всегда на столбовой дороге / Мне преграждали жизни путь / Вот эти бешеные ноги, / Вот эта бешеная грудь. / Пошли последние этапы, / Уже недолго ждать конца / а мне навстречу только шляпы / и нет ни одного лица.
Или вот такое тонкое.. к картине «Нострадамус»:
Я и ты, нас только двое? / О, какой самообман / С нами стены, бра, обои / Ночь, шампанское, диван / С нами тишина в квартире / И за окнами капель, / С нами все, что в этом мире / Опустилось на постель / Мы лишь точки мирозданья, / Чья-то тонкая резьба, / Наш расцвет и угасанье / Называется – судьба / Мы в лицо друг другу дышим, / Бьют часы в полночный час, / А над нами кто-то свыше / Все давно решил за нас..
А еще с кем встречу так же бережно храните в сердце?
Софи Лорен. Такая интересная история была. Мы знакомы давно, и однажды она любезно и гостеприимно предложила мне остаться в ее доме ночевать. Я всегда ей издалека восхищался, и когда состоялось знакомство – не мог поверить, что это происходит наяву. Потрясающей красоты женщина, фантастическая, гениальная.. и одновременно очень сердечная, теплая, сентиментальная. Такие встречи и люди это подарок судьбы.
Вы в нее верите?
Конечно! И задача человека, следовать ей, видеть каждый ее знак – она ведь очень мудро показывает нам, туда мы идем или не туда. Стараемся изменить что-то в ней – и тут же получаем наказание. Только почему-то начинаем спрашивать ее «за что?». А вы себя спросите – все ли правильно вы делаете. И никогда не нужно сравнивать себя с кем-то и сетовать, что у кого-то что-то есть, а у тебя нет. У каждого человека своя миссия, и мы друг другу не конкуренты.

Pin It on Pinterest

Share This