+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

К Александру Попову, директору физико-математического лицея №31, я шла в полной уверенности, что разговор наш будет посвящён нашумевшему делу. Ожидания не оправдались — Александр Евгеньевич говорить на эту тему наотрез отказался. Мне пришлось ему уступить. Я знала одну интересную историю про Попова: два года назад его попросили предоставить списки детей кавказской национальности. Директор ответил очень емко: «У моих детей одна национальность — математика».

Шмель Александр Евгеньевич

Однажды к нам в лицей занесло американскую журналистку, прожжённую бабу, побывавшую во всех горячих точках: Иране, Ираке, Афганистане. И вот она приехала в очередную горячую точку – Россию. Ей захотелось поговорить с детьми. Тогда я начал поиски класса, у которого шёл урок английского. Зашёл в девятый. Учительницы нет. Той самой, которая мнила себя знатоком языка, но во время уроков любила посидеть то в туалете, то в буфете. Я решил подговорить журналистку. Ей нужно было зайти в класс, чтобы вести урок. Если в кабинет зашла бы учительница, то незваной гостье следовало напугать её, набросившись с криком «Ааааррррр!». Журналистка зашла, я стал ждать. Смотрю, идёт…
– Марьванна, в чём дело? Почему вы не на уроке?
– Я дала ребятам самостоятельную. Пусть решают. И не надо делать мне замечания.
– Да я не против самостоятельной. Но там с детьми какая-то женщина, она лепечет на непонятном языке…
– Эти ваши шуточки… Они всем надоели!
– Загляните сами.
Она открывает, думая, я шучу. Как и договаривались, журналистка накидывается, бедная учительница выскакивает в ужасном испуге. Так мне удалось преподать ей урок. Я сочинил даже, что в Америке стало известно о её плохом преподавании, поэтому специалист приехал помочь.

В моем кабинете висит портрет Леонида Оболенского
. Он заканчивал царскую гимназию, где учили латинскому языку. Во время первой мировой войны Оболенский раненый лежал в воронке, откуда его стали вытаскивать немцы. Он начал ругаться на них, потому как не мог понять, почему люди говорят на таком отвратительном латинском, за что они издеваются над языком. Разумеется, немцы говорили на своём родном, а контуженный Оболенский всё спутал. Кстати затем он долго жил в Германии и, зная латынь, легко перешёл на немецкий. Грамотные лингвисты определили, что состоявшийся европейский язык один – немецкий с его совершеннейшей грамматикой. Немцы все делают основательно, таким они сделали и свой язык. Именно его лучше учить первым, и затем на полученную базу нанизывать английский, испанский, французский. Эта система существует, но пока она не развита. Если бы у меня в жизни было больше времени, и я был бы директором языковой гимназии, то в первую очередь занялся бы этой темой, чтобы мои выпускники, выходя из школьных стен, знали несколько европейских языков.

Для человека число семь – магическое.
Семь чудес света, семь дней недели, семь нот, семь цветов радуги, семь дырок в голове. Именно поэтому на одном из занятий я дал детям семь корней, для которых они должны были найти соответствие с цветами радуги и нотами. Рядом был программист и музыкант. Первый переводил эти корни в цвет, второй – в звук. Учитель каждый день может делать праздничным, придумывая подобные игры. С детьми нужно играть.

Математика крайне примитивна.
Она не изучает ничего кроме формы и размера. Любой другой предмет гораздо интереснее, поэтому когда математики начинают заниматься другими науками, то поражаются, сколько интересного есть в мире.

Один знакомый математик путешествовал по Испании и потерялся.
Языка он не знал, но вспомнил, как в молодости любил песню бесаме мучо. Он начал выуживать из памяти слова этой песни и набрал определённое количество, благодаря которому дошёл до гостиницы. Это и есть умение применять знания. Невозможно знать всё. Впрочем, это и не нужно. Важен мыслительный процесс. С ним человек сумеет выйти из любой ситуации.

Начальство заставляет заниматься бумагами, деньгами, разборками.
Это ерунда. Не в этом моё призвание. Мой учитель – Зенон, древнегреческий философ. Он создал апории, на которые люди отвечали две тысячи лет. Зенона часто спрашивали: «Вы сами знаете ответ?» Он отвечал: «Зачем мне знать? Я – оса, я – овод, своими вопросами не даю людям покоя». В этом моя зеноновская педагогика.

Я не пчела, я не приношу никакого мёда.
Я – шмель, летаю, жужжу, кусаюсь, никому не даю зажиреть мозгами.

Евгений Бабенков, генеральный директор «ИНСИ» Ум, интеллигентность, духовность — разные и редко встречающиеся категории у большинства людей. Трудно встретить хотя бы одну из них, не говоря уже о разном парном сочетании или наличии всех трёх у одного человека. Во все времена в школах обижали тех детей, кто выделялся этими категориями. Жизнь показывает, что нравы общества не меняются с возрастом: школа, армия, институт, работа, семейная жизнь. Чем сильнее, ярче и одаренней человек — тем больше его ненавидят окружающие. Стоит ли удивляться тому, что при таком редком случае, сочетании всех трех категорий одновременно у Александра Евгеньевича, от максимального количества слоев общества исходит столько проблем. Достижения школы при его руководстве, достижения его учеников в наших реалиях, его стихи и проза тому подтверждение.

Что было, что будет

Когда я был классным руководителем, то обожал бывать с детьми загородом. Например, на Увильдах. Расписание у нас было такое: до обеда – занятия по математике, после – свободное время, которое длилось до ужина. Заканчивался день уроками английского. На одном из занятий ребята спросили, все ли английские слова знает их учительница. Та, дурочка, попалась, ответив, что все. Она ещё не знала, что среди учеников был мальчик, который умел подловить любого преподавателя. Он спросил, как по английски будет помойка. Учительница ответила. Тогда ребёнок сделал ей замечание, ведь так называют свалку, а он спрашивал про помойку. Мне нужны такие пытливые, неуспокоенные дети, которые могут сказать педагогу, чтобы тот учился дальше, и если он знает про свалку, то пусть и про помойку узнает.

Как-то раз Владимир Садырин проиграл мне две бутылки водки. На одном из совещаний он заявил, что за последние десять лет из нашего лицея никто не поступил в педагогический университет и уж тем более не вернулся в свою школу. На этом он и попался. В этом году наша выпускница Катя Трифонова закончила факультет иностранных языков и пришла к нам на работу. Садырин ошибся два раза, потому я запросил с него две бутылки. В конце августа я позвонил ему, чтобы узнать,когда получу выигрыш. Посыльный принёс его на педсовет, где сидели все учителя, в том числе Катя с отцом, который преподает у нас физику. Ему-то я и вручил водку, так сказать, за верную профориентацию дочери.

Катя – брюнетка, а это очень важно. Она привела с собой сокурсницу Наташу, тоже брюнетку. Спустя два месяца работы они пригласили Тамару (нужно ли говорить, что и она брюнетка?). Ещё у меня есть Даша. Я непременно заставлю её перекраситься в тёмный. Хочу, чтобы этот цвет волос означал качество английского языка. Говорят, блондинки – дурочки. Зато у меня будут брюнетки – умнички, прекрасно знающие язык.

В январские каникулы мы организуем первый английский лагерь. Эти девочки, четыре брюнетки,отберут детей, с которыми будут заниматься английским целый день. В мае мы планируем экзамен по этому языку среди учеников 5-го класса. Так, мы зададим вектор развития детям и их родителям. Отныне в нашем лицее не будет примитива в области английского языка.

Тело – лучший учебник

Во время всемирного потопа было спасено каждой твари по паре. Восемь человек, по два каждой расы, и четырнадцать пар зверья – в итоге двадцать восемь. Двадцать восемь – совершенное число, а восемь – несовершенное. Люди обиделись и спросили Господа, где же их совершенство. Господь сказал человеку, чтобы он сосчитал фаланги на своих руках. Их в сумме двадцать восемь. «Смотри на свои руки, и помни – совершенство в твоих руках» – сказал Господь.

Самое главное место на лице – носогубная впадина. Её называют ангельским местом. Когда ребёнок рождается, к нему прилетает ангел и целует именно туда. В этот момент новорождённый становится человеком. Неслучайно, Гитлером придуманы его усы – ими он прикрывал «ангельское место».

Мне стыдно, что за двадцать пять лет директорства я отвлекался на посторонние вещи и лишь сейчас понял, насколько слабо в нашем лицее преподаётся английский язык. Ежегодно примерно восемь человек из общего числа выпускников поступает в московскую высшую школу экономики. Ребят хвалят за качество подготовки по математике, но отмечают, что в группе по английскому языку они – худшие. Поэтому я решил проверить наших учителей по английскому, показав свою руку. Каждый из моих пяти пальцев они называли исключительно фингер-фингер-фингер. Но ведь Господь каждому пальцу давал имя собственное… Потом я коснулся носа и не услышал, как по английски звучит переносица, крылья носа, ноздри. Учителя сами не знают этого, для них уровень «фингер» и «ноуз» достаточен.

Кругом всё очеловечено. Ребёнок должен быть знаком со всеми деталями тела, оно – лучшая книга. Когда я пойму, что ученики знают, как называется каждое существительное на теле, то притащу утюг, холодильник, лопату. Да что угодно! Нужно больше говорить, а вместо этого детей перегружают грамматикой. Но без знания слов она невозможна.

Тина Канделаки У местной власти нет сил Попову помогать, но мешать ему она умеет первоклассно. А почему? Да потому, что Попов прославился своей неуживчивостью. Два года назад на незаконный запрос от милицейских начальников с требованием выдать данные детей «кавказской национальности» он ответил официальным письмом о том, что в его лицее «одна национальность – математика». Вышел скандал, история облетела всю Россию, за Попова вступились центральные СМИ и ОПРФ, и директора отстояли. Но в Челябинске историю не забыли и Попову её не простили. Весной на него завели дело о пособничестве в мошенничестве. Сейчас шьют уголовное… Александр Евгеньевич – настоящий человек Он живет в маленькой квартире на первом этаже, у него нет машины, одевается он скромно и все добытые разными путями деньги отдает в школу. Он школой живет – и теперь у него эту школу отбирают. Отбирают люди, которым образование по барабану. Которые не прощают обид. Оставьте в покое директора школы. Это адова работа в нынешних условиях. Дайте делать её тому, кто умеет её делать на высшем уровне.

Pin It on Pinterest

Share This