+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info
Алексей Овакимян,
визе-президент Аудиторской палаты России, старший партнер ГК «Авуар»

Если говорить о роли аудита в развитии бизнеса – все начинается с потребности. Классический аудит зародился тогда, когда акционеры и инвесторы компаний, не принимающие участия в управлении, заинтересовались возможностью получить независимую оценку достоверности финансовой отчетности, подготовленной менеджментом. С развитием цивилизованного бизнеса эта потребность только растет. Любой собственник бизнеса, начиная со среднего, понимает, какое значение для правильных управленческих решений имеет достоверность финансовой отчетности. Причем, если собственник не видит потребности в аудите (слепо доверяя менеджменту) – лучше его не проводить. Придет время и акционер сам осознает потребность в независимой оценке. Важно, чтобы эта оценка (аудит) была действительно независимой и профессиональной. Поэтому при выборе аудиторской компании следует подбирать исполнителя соответствующего тебе по уровню. В настоящее время Советом по аудиторской деятельности в Минфине рассматривается вопрос о том, чтобы запретить аудиторским компаниям работать с клиентами, доля выручки от которых превышает 50% годового объема заказов. Аудитор, зависимый от заказчика в такой доле, по мнению Минфина, не может считаться независимым. Соответственно, складывается система, при которой крупные компании будут работать с крупными, а малые могут себе позволить выбирать в том числе и из малых.

Второй вариант возникновения потребности в аудиторе – так называемый инициативный аудит. Это смена собственника бизнеса (слияние или поглощение компаний), смена руководства (в том числе бухгалтерии), выявление каких-либо недостатков в работе компании и прочее. Эти процессы происходят в бизнесе непрерывно. Проводить проверку (дью-дилиджинс) в таких случаях тоже должна независимая компания, обладающая всем набором компетенций. Особенно, если это заключение необходимо для широкого круга лиц – значение будет иметь еще и уровень доверия к аудитору, основанный, естественно, на его репутации.

В периоды нестабильной экономики многие предприятия впадают в состояние паники. Первое, что делают руководители в такой ситуации – сокращают затраты и готовятся к судебным разбирательствам с должниками и кредиторами. Первый опрометчивый шаг в условиях любого кризиса – слепое сокращение затрат предприятия. Вспомним хотя бы 2008 год. Совет здесь один – не торопиться слепо сокращать издержки. Кризис – хороший повод проанализировать продукты компании, определить из них перспективные и сфокусировать внимание на них. Под перспективный продукт, если его правильно описать и спозиционировать, всегда, даже в кризис, найдется инвестор. А в кризис – особенно. В этот период возникает не только спрос на деньги. У инвесторов в кризис тоже возникает дефицит качественных предложений, особенно от профессиональных предпринимателей. А после такого анализа, поняв, что в вашем бизнесе имеет ценность и перспективу – как говорят скульпторы, «уберите все ненужное», но только его.

К сожалению, кризис – характерен не только для бизнеса, но и для государства. А где брать деньги для выполнения социальных обязательств? Только налоги. Надо отдать должное, в 2014-2015 годах правительство не стало поднимать налоговые ставки, пополнив дефицит средствами пенсионного фонда. Акцент фискальной политики был смещен с увеличения налогового бремени на полноту и собираемость налогов. С января 2015 года в налоговой сфере заработала новая автоматизированная система контроля – АСК НДС-2. Пожалуй, это один из лучших ИТ-продуктов, используемых в системе государственного управления. Центр обработки данных ФНС России с 2015 года в автоматическом режиме обрабатывает все налоговые декларации, счета-фактуры, конкретные сделки по всей цепочке поставок от первоначального производителя (импортера) до конечного потребителя (экспортера). Избежать уплаты налогов незаметно при этой системе контроля – практически невозможно.

Проблема в том, что потребитель не знает, как и в каком размере рассчитывают налоги его поставщики и подрядчики. А существующая система налогового контроля создала массовый правовой прецедент, по которому ответственность за неуплату налога «фирмами-однодневками» возложена на покупателя их услуг. В нашей практике есть случай, когда покупатель объявил конкурс на покупку товара по 223-ФЗ и предусмотрел в конкурсной документации все требования ФНС о проверке добросовестности контрагента (штатная численность, срок работы на рынке, наличие оборудования и пр.). В результате получил предписание ФАС о необходимости устранения требований, ограничивающих конкуренцию. Отменил эти требования и допустил к участию в конкурсе всех желающих. В итоге наименьшую цену дала «фирма-однодневка», с которой он по 223-ФЗ не мог не заключить контракт. При налоговой проверке оказалось, что эта фирма–поставщик не уплатила налог, и всю сумму неуплаченного поставщиком налога вменили покупателю. Покупатель уплатил доначисленный налог и обратился в суд с иском к поставщику о возмещении ущерба в размере доначисленного налога, но получил отказ. Таким образом, сформировалась система, при которой обязанность по уплате налогов за недобросовестных и неплатежеспособных налогоплательщиков возложена на добросовестных и платежеспособных.

Опасность данной системы в том, что ни один акционер, инвестор или руководитель не могут быть уверены в своей безопасности или сохранности своих инвестиций в случае контрольных мероприятий налоговых органов. В 2015 году новая система налогового контроля отразится на всех налогоплательщиках страны. И каждому руководителю стоит оценить свои налоговые риски. Привычные с 90-х способы нехитрой налоговой оптимизации ушли в историю, и тот, кто это вовремя поймет и изменит, останется на рынке.

Важным вопросом в организации эффективного бизнеса является автоматизация учетных процессов. Эволюция привела нас в информационное общество. Большинство вопросов сегодня решается с помощью смартфона. В том числе и в бизнесе: электронные торги, электронный документооборот, бухгалтерские программы, ERP, CRM… В то же время бухгалтер распечатывает документ, подготовленный на компьютере, и отправляет его по почте, а потом заносит в компьютер информацию из поступившего по почте входящего документа. После этого бухгалтер составляет в Exсel табличку с доходами и расходами компании, распечатывает и несет директору. Такое ощущение, что бухгалтерия большинства компаний осталась в стороне от происходящих в мире процессов. Система электронного документооборота самостоятельно может загружать документы в любую бухгалтерскую систему. Результаты работы компании с интересующими директора показателями могут быть доступны в текущем режиме на любом смартфоне или планшете.

Сегодня автоматизация бизнес-процессов – это не ноу-хау, а необходимое условие для конкурентоспособности бизнеса. Это не стоит больших денег. Думаю, через 3-5 лет бухгалтерский учет будет осуществляться с минимальным участием человека. Все, что укладывается в определенный алгоритм (а бухгалтерский учет – укладывается) можно автоматизировать. Программные продукты уже есть. Надо только их должным образом настроить и привыкнуть к этому.

Мы живем в эпоху перемен. Причем в этот раз они принципиальные: от геополитических (выразившихся в текущем кризисе) до налоговых реформ и внедрения информационных технологий в бизнес. Это новые правила игры, причем международные (как бы мы не позиционировали свою изолированность от внешних рынков). Играть по этим правилам останутся только квалифицированные профессионалы, понявшие саму идеологию изменений. В этих условиях аудит, консалтинг и аутсорсинг бизнес-процессов становятся неотъемлемой частью любого приличного бизнеса (по аналогии с переходом от натурального хозяйства к разделению труда).

Pin It on Pinterest

Share This