+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

У каждого из нас есть свои представления о детских мечтах, которые по тем или иным причинам с течением времени перестали быть мечтами. Одни – потому что со временем мы их воплотили в жизнь, другие – потому что не очень-то и хотелось. И есть третья категория – когда вроде бы и хотелось, и моглось, но ты почему-то этого не сделал. И от этого особенно интересно поговорить с тем, кто это сделать смог. Мой сегодняшний собеседник – Татьяна Александровна Шиндина, доктор экономических наук, декан факультета экономики и предпринимательства Южно-Уральского государственного университета.

Татьяна Александровна, готовясь к встрече с вами, я вспомнила фильм «Весна», где героиня Любови Орловой – ученая дама Никитина.
Плохо помню этот фильм, к сожалению.

Она ученый, живет наукой, открытиями и слабо ориентируется в обычной жизни. А актриса, которая должна ее играть, полна эмоций, живет чувствами и совсем ничего не понимает в науке.
Ну это же кино, в нем показаны крайности.

Женщина – доктор наук по-прежнему редкость в моем представлении.
Не часто, согласна.

В школе я мечтала стать доктором наук, но потом эта мечта потерялась. Мне искренне интересно, как вы эту мою мечту смогли осуществить?
Я просто делала по образу и подобию, занимаясь одной и той же темой много лет. Моя докторская диссертация – это набор материалов, которые сильно ориентированы на практику, и описывают методологию развития строительного комплекса.

В чем ее суть, если не секрет?
Совсем не секрет. Основная вещь, которую я доказала в работе через математический аппарат – это то, что различные функции предприятий строительного комплекса не случайны, и без них строительство не устойчиво. Риск и банкротство бизнеса связаны в первую очередь с тем, что во многих компаниях не разделяется функционал. Если же функционал разделен на инвестора, подрядчика, заказчика и даже риэлтора, бизнес становится устойчивым. А если все это концентрируется в одних руках, то возникает большой риск случайностей и банкротства.

В нашем городе много строительных компаний, где в реальности все держится в одних руках.
Знаю, согласна. Эти фирмы не имеют устойчивости, потому что там все держится на личности.

Но в нашей стране любой бизнес держится на личности, разве не так?
Так, но для собственной устойчивости крупный строительный бизнес должен быть разбит на массу мелких компаний с четким выполнением функционала. В нашем городе есть немало компаний, где собственник осуществляет идейный контроль, формирует новое, но не контролирует операционную деятельность, потому что это просто физически невозможно. Полномочия и ответственность перепоручаются другим директорам, и эти люди, отвечая за свои участки работы, подталкивают друг друга к движению к цели. А собственник, или главная личность компании, в постоянном режиме регулирует их действия.

Вы смогли бы сама пойти в бизнес?
Бизнес сложен частым изменением правил. И если задуматься, образование – это тоже бизнес. Потому что у нас есть продажи, есть основное производство, есть требования к качеству. У нас есть зависимость от внешней среды, и работать в плановом периоде у нас никак нельзя. Мы должны соответствовать всем тенденциям и делать то, что сегодня хочет социум, или мы не будем на плаву. Успешным становится тот, кто следит за всеми новыми тенденциями. Посмотрите, какое количество образовательных учреждений, находясь на пике подъема, имеют массу абитуриентов и востребованность, а при спаде рынка испытывают сложное положение. А почему? Наверно, что-то делали не так, надеялись на ту волну, которую поймали, и не хотели меняться. А волна– то прошла.

Можете назвать мне три главных пункта, чтобы я поняла, в чем для вас заключается устойчивость?
Если ты понимаешь, что твои подчиненные на ближайшую перспективу обеспечены работой – это устойчивость. Если ты знаешь, что твои предложения будут востребованы – это устойчивость. Если ты любишь работу, которую ты делаешь, как бы ни банально это звучало. И самое главное – понимать, что ты делаешь все, чтобы люди, которые рядом, имели возможность реализовывать свои мечты, в том числе через взаимодействия со мной, и чувствовали стабильность.

Гарантии на завтра на факультете обеспечиваете вы?
Я и моя команда. Шесть кафедр. Восемьдесят преподавателей (в том числе 14 докторов наук и 45 кандидатов) и пятнадцать специалистов по учебно-методистической работе.

Как вы согласились стать деканом? Неужели вам не было страшно?
Наверно, не успела испугаться. Я находилась в состоянии защиты докторской диссертации, и ни о чем, кроме нее, не думала, когда мне позвонили из приемной Александра Леонидовича Шестакова и предложили прийти к нему на встречу. Позже мне рассказали, что у ректора было несколько кандидатур на эту должность, но он почему-то выбрал меня.

Это было вашей детской мечтой?
Нет, совсем нет. В детстве я мечтала быть геологом. Я выросла в курортной зоне Казахстана, в поселке геологов с красивым названием Макинск. Наш городок состоял из частей, каждая из которых была образована для выполнения совершено разных зачач. Мы учились в школе в районе геолого-разведывательного управления, богатой талантливыми учителями, мы ходили в походы, ухаживали за родниками, катались на лыжах, занимались биатлоном и пр. Романтические взрослые создавали очень интересную среду для воспитания молодежи. После окончания школы приехала в Челябинск поступать в ЮУрГУ, потому что здесь жил и работал мой дядя, брат мамы. Так получилось, что мужчины играли и играют в моей жизни важную роль.

Самые главные для вас мужские имена ?
Евгений и Александр. Эти два мужских имени для меня родные. Папа работал учителем немецкого и французского, и я все детство просидела на словарях иностранных слов. Не за словарями, а на них. Это были огромные книги и их использовали вместо стульчиков. Папы не стало, когда мне было семь лет, я плохо его помню, и в основном знаю о нем по рассказам мамы и учителей. Меня воспитывал отчим, которого, как и папу, зовут Александр Николаевич. Он научил меня всему – и борщ варить, и доски пилить.

А как ваш муж относится к вашей работе?
Наверно, ему непросто. (Смеется). У моего мужа, Евгения, есть удивительная способность мной гордиться. Очень многие мужчины, насколько я себе это представляю, эгоистичны в этом отношении, и у них собственное Я идет впереди планеты всей. А для моего мужа, и я очень ему за это благодарна, гордиться мной важно. Гордясь мной, он гордится собой. Евгений – самодостаточный человек, и для него моя должность не является камнем преткновения. Он мой любимый родной человек, он часть меня, и это проявляется во всем. Когда я защищала кандидатскую, у него дрожали коленки. Когда я защищала докторскую, он уже знал процедуру защиты, и всем разливал. Массу работы, которую не может сделать женщина при защите диссертации, выполнил мой муж.

Вы слушаете советы мужа?
Всегда. Мужчины – это все-таки другие создания, чем мы, женщины, они видят мир по-другому. Когда я проговариваю мужу некоторые вещи и вижу, что он соглашается, я понимаю, что так же думает большая часть окружающих. А если он не соглашается, я начинаю задумываться и искать другую сторону медали. Честно могу сказать, что те решения, которые я приняла, посоветовавшись с мужем, всегда вернее, чем мои собственные. Его решения более осмысленные, мои более эмоциональные.

Никогда бы не подумала, что вы способны принимать решения на эмоциях.
Почему? Это же типично женская черта.

Будучи деканом факультета, вы продолжаете читать лекции?
Да. Я стараюсь ни в коем случае не расставаться с аудиторией и упорно хожу на лекции. Понимаете, в нашей работе очень много сопутствующих вещей, и именно лекции дают постоянное понимание того, что эти вещи сопутствующие. Бумажки, программы, методички, отчеты, планы – из-за всей этой суеты иногда забываешь, что главное в вузе – это образование. В аудиторию просто так не придешь, студенты не будут тебя слушать, если ты не расскажешь им новое.

Вы получаете удовольствие от своих лекций?
Да. Особенно в период, когда я разрабатываю кейсы или провожу практические занятия.

То есть, все-таки вы могли бы быть практиком?
(Улыбается). Не знаю.

Когда готовился фильм «Весна», Любовь Орлова очень просила Григория Александрова придумать для ее подруги Фаины Раневской какую-нибудь маленькую роль, например, ее подруги по фильму. Александров, согласно легенде, ответил: Любочка, вы ученый, у вас не может быть подруг.
А у меня есть! Одна живет в Казахстане, вторая в Москве, а третья в Челябинске. Близкие родные люди, которым я доверяю полностью.

Что для вас слово «родной»?
Очень важное слово. Наверно, это связано с понятием Родина. Об этом понятии мы не задумываемся, пока не случается что-то. Я родилась в Казахстане, для меня это родина, а по факту это теперь другая страна. Наверно, политика Назарбаева как руководителя правильная, но для меня и моих близких произошло изменение нашей родины, где все стало другим.

Вам больно это видеть?
(Молчит). Больно. Это очень сложная тема, которая будет изучаться и переосмысляться в историческом аспекте еще много раз. Она затронула большое количество семей и повлияла на судьбы.

Я родилась в Академгородке, и он мне очень часто снится, хотя мы уехали оттуда, когда мне было пять лет.
Но вы в любое время можете туда вернуться.

А вы разве нет?
Там уже все по-другому, там нет прежней ментальности.

Вы удивительный человек, Татьяна Александровна. Декан факультета крупнейшего вуза страны, доктор наук, и хотите, чтобы наше прошлое было точно таким же, какое оно в наших воспоминаниях?
Хочу!

Тогда давайте смоделируем другое развитие событий. Предположим, вы закончили школу и не поехали в Челябинск. Что тогда?
Я могла бы учиться в любом классическом вузе нашей страны. В Екатеринбурге, в Томске, в Новосибирске, в Тюмени. Но судьбу не выбирают, поэтому все произошло так, как и должно было произойти. Теперь уже, с опытом, проехав достаточно большое количество вузов и занимаясь экспертной деятельностью, я могу сказать, что это вузы, в которых учат. Наверно, мне меньше нравятся вузы в центральной полосе, а вот на Урале и в Сибири – по социально-культурной среде, по людям – я нашла массу интересного, нашла сохранение ментальности основательности, надежности, занимательности….

Зачем же тогда многие отправляют своих детей за границу?
Совершенно бесполезное занятие. На мой взгляд, основной движущей силой является желание покинуть Россию.

Через собственного ребенка?
Да. Или отправить его, чтобы он тем самым реализовал родительские мечты. Потому что образования там не было, нет и вряд ли будет. Я была на стажировках в нескольких вузах в европейских странах. Да, знания, необходимые для жизни в тех странах, они дают, но эти знания не имеют ничего общего с тем багажом систематизированной информации, которую дает наша Российская образовательная система. Несколько лет назад мой одноклассник уехал учиться в Германию. Опять то же самое: мечта мамы. Преуспел, доволен своей жизнью, есть возможность сравнивать, путешествовать, дом, квартира. Хотя я более чем уверена, что к этому возрасту с его мозгами здесь у него было бы то же самое.

Вы встречаетесь с ним?
Да. Встречаемся, общаемся, мы сохранили теплые отношения. Но вот что я вам скажу: если мы с ним общаемся на одном языке, то наши дети – на разных.

Что вы имеете в виду?
Разницу в ментальности. Мой ребенок говорит: мечтаю быть бизнесменом. А его чудная дочка: хочу выучиться на профессию. Говорю ей: это нейтральная фраза, а что дальше? Она отвечает: ну может быть, гувернанткой стану, может быть, нянечкой. Понимаете? Среда, в которой она выросла, подталкивает ее к стабильности, к соцпакету, к небольшой, но приятной работе, к возможности всю жизнь жить в кредит, а на старости путешествовать. Она не мечтает о руководстве крупной корпорацией, она не мечтает выйти замуж за миллионера, как мечтают наши российские девушки, хотя за него никогда не выйти. Вот и получается, что из-за изменения ментальности мечты детей одного возраста становятся разными.

Почему вы думаете, что за миллионера невозможно выйти замуж?
Потому что самые счастливые браки – это браки равных, по привычкам, по умению, по уму, по взаимоотношениям. А все остальное, возможно, но позволит быть супругам счастливыми. Так что, чтобы выйти замуж за миллионера, и быть счастливой, надо быть королевой.

Скажите мне честно, в отношениях со своей дочерью вы повторяете свою маму?
Я совсем другая! У меня мудрая мама: она умеет увидеть и направить, а я более прямая. Мама умеет создать ситуацию, когда мне это самой становится необходимо. Смотри, Таня, что-то я здесь интересное увидела, – говорит моя мама. И мне как-то незаметно это тоже становится интересно. С дочерью мы разные. Она папина девочка. Она внимательная и послушная. Она может четко формулировать свою позицию, приводя существенные аргументы. Она самодостаточная и грациозная. Если я на баррикады пойду первая, то Наташа подумает, а какие цели это позволит достигнуть. У нее нет потребности что-то делать первой, у нее эту роль выполняет мама. (Смеется). Вот вам смешной пример: мы приходим семьей в ресторан, нам приносят меню, и муж с дочкой молча ждут, когда я выберу блюдо. Я выбираю, потом они. Что бы я ни выбрала – в любом городе, в любой стране – мне всегда приносят самое невкусное! И я начинаю пробовать с их тарелок! А они каждый раз надо мной смеются!

И вы им это разрешаете?
Ага. Ну если это правда смешно!

Ваш любимый фильм?
«Офицеры».

Любимый эпизод?
Когда Ваня стоит на лестнице со шваброй и шмыгает носом, и сообщает прибывшим бабушке и деду, что он наказан, потому что бегемота смотрел. На этом месте я хронически плачу и не могу остановить слез.

Ваш обычный вечер?
Дома, втроем, за кухонным столом.

Кто у вас моет посуду?
Я.

Любимая передача?
В зависимости от настроения.

Любимая эмоция?
Радость. Человек должен жить с радостью.

Ваше представление счастья?
Мои родные люди рядом со мной.

Родной от слова Родина?
Родина от слова родной. В начале все-таки родной.

У этой женщины есть удивительное, я бы даже сказала, редчайшее понимание и принятие истинных своих корней и глубокая привязанность к ним. В этом ее особенность и в этом ее сила. Одаренные люди часто сами не понимают до конца всю полноту своей одаренности. И она не исключение. К счастью. Именно это непонимание всю жизнь двигает их вперед и не разрешает остановиться. Только бы рядом были близкие люди. Только бы самый любимый в мире человек всегда говорил: ну зачем тебе бояться, я же с тобой. Устойчивость строительной компании, о которой Татьяна Шиндина пишет в своей научной работе – это устойчивость ее собственной жизни. Во всем.

Pin It on Pinterest

Share This