+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

«Я проснулся и понял: ВТО наступила!»
(Из Дневника)

Представь себе, уважаемый читатель, такую вещь. Просыпаешься, а на дворе — ВТО. Всемирная торговая организация. То есть, не она на дворе, конечно, а мы — в ней. Россия вступила в ВТО и приняла все условия, выдвигаемые стране переговорщиками. В том числе и такими ретивыми, как Китай и Грузия, которые сами в ВТО недавно, но основной принцип действия торговой организации уже усвоили: попал в «клуб» — диктуй претендентам свои условия. Не согласятся — их проблемы. Россия на все согласилась и, наконец, вступила. Чего не сделаешь ради быстроты попадания, дорогой читатель!?

Вступила, значит, страна в ВТО. Проснулись жители — за окном зима, люди по бродвею ходют, снег топчут. Только уж больно много их — непривычно как-то. Тем паче — для уральского города, Челябинска, население которого больше привычно к тому, чтобы у станка стоять, чем к бесцельному фланированию по проспектам. Выхожу на улицу, однако, и вижу: изобилие. Оно,

собственно, народ на улицу и выгнало. Есть, правда, еще одна причина, но о ней — позже. Так вот, изобилие, значит. Импортный товар — на любой вкус, в яркой упаковке. У всех — полные сумки. Знать, дешево дают бывший дефицит.

— А везде нынче дешево, — продавец меня лениво информирует. — Как в ВТО вступили, импортный товар подешевел, однако. Только вот кошельки-то у людей толще не стали. Ну, спустят они за два-три дня всю зарплату, а потом что делать будут? К тому же, за свет да за газ еще по новым ценам не рассчитывались, да без работы, то бишь — без денег, не сидели…

Странно, думаю, чего бы это им без денег сидеть. Работы, вроде, всем до поры хватало, выбирали ее придирчиво: эту хочу, эту не хочу, здесь мало платят, там мало платят. Уж среднего-то уровня работенку всегда найти можно было.

— Раньше-то, может, и можно, — читает мои мысли женщина средних лет, — а нынче — другой расклад. Как цены на электричество подняли, так у нас ползавода и отправили в отпуск без содержания.

Ясно мне теперь стало, почему народа на улице много: работы у него нет. Нет работы, он и ходит да покупает все, что ни попадя. А кончатся деньги, покупать перестанет, будет просто ходить, да жадно глазеть по сторонам…

У заводов больших — тоже проблемы. В первую очередь — с газом и энергией. Собственно, можно и так сказать: с газом, а значит, и с энергией, так как в топливном балансе наших энергетиков доля газа — это 75 процентов. Вступил в ВТО — поднимай цены на энергоносители до уровня мировых (чтобы лишних преимуществ у отечественных компаний перед чужеземными не было). Цены, значит, на газ и энергию выросли — продукция подорожать должна.

Металлурги у нас — самые энергоемкие, себестоимость металла увеличилась, а экспортные цены — увы. Повысить их никак невозможно. Повысишь цены — потеряешь рынок. Вот и торгуют почти что себе в убыток. Пытаются компенсировать потери на внутреннем рынке, повышают цены, как могут. Да вот беда — платежеспособный покупательский спрос на внутреннем рынке ограничен. Мало денег — оптимизируй расходы. Вот и оптимизируют: то людей в отпуск отправят, а то и вовсе сократят.

Машиностроители, которые без металла не могут обходиться, все плачут по поводу его удорожания. Да только плакать уже поздно. Импортная техника более высокого качества и почти по тем же ценам на российский рынок устремилась: пошлины больше не сдерживают ее. Иностранные инвесторы радуются, готовятся деньги немалые в экономику нашей страны вкладывать. Только вкладывать в своих производителей. Строит, например, «Катерпиллар» какой-нибудь завод под Чебаркулем — в него и вложить. Ну не в ЧТЗ же, в конце концов?! Там и оборудование давно морально и физически устарело, и деньги с нормальной прибылью не вернуть. Да и просто не вернуть, безо всякой прибыли. А построят в районе того же Чебаркуля завод — ЧТЗ и вовсе можно закрыть. И будет на «Катерпилларе» рабочих мест раз в 10 меньше, чем на ЧТЗ. А техники продаваться — раз в 10 больше. Правда, возникает вопрос: куда тружеников легендарного челябинского тракторного девать? Так и ответ есть уже: в малый бизнес, всех — в малый бизнес.

А малому бизнесу при ВТО — благодать! Только уж очень малому. Стоит, например, парень на перекрестке, «чупа-чупсы» продает. Ему хорошо: «чупа-чупсы» подешевели, народ их бойко разбирает — надо же подсластить горькую жизнь… Только недолго парню радоваться: идут розничные сети иностранные в регионы отечественные. А чего им не идти? Власти благоволят, законы благоприятствуют. Цены в гипермаркетах могут быть еще ниже, чем у парня на перекрестке. Просто-таки оптовые цены для широкого круга лиц. Поэтому торговый малый бизнес призадумается: так ли хорошо на Руси при ВТО жить?

То же и с ресторанами, и с магазинами новомодными. Дешевые забегаловки, конечно, никакая ВТО не проймет, а вот в элитном сегменте — извините! Здесь сливки собирать будет уже забугорный коммерсант: у него и технология отлажена, и кухня разнообразна, да и престиж, однако.

В массовом сегменте да при наличии скоропорта, впрочем, иностранным производителям конкурировать с уральцами по первому делу трудно будет. Ну, какой дурак, извините за выражение, повезет в Челябинск булочку или пирожок из Лондона?! То есть местные хлебопеки до поры до времени могут спать спокойно. Недолго, однако, их сон безмятежным будет.

Дело в том, что крестьянину ВТО — удавка на шее. Осталось только затянуть ее потуже. Настояли-таки иностранные переговорщики на мизерном объеме дотаций российским селянам со стороны российского же государства. Поначалу-то наше правительство губу раскатало: 13 миллиардов долларов в год на сельское хозяйство будем тратить! Какое там!!! Слава Богу, здесь вам не ЕС, где крестьян без дотации оставить — политической смерти подобно. Да и крестьяне в ЕС — буйные, чуть что — в протест. Фермеры там — коров сразу на улицы, свиноводы — свиней… У нас такие формы не прижились пока. И пока они не прижились, надо скорее ВТО вводить на селе. А поскольку при ВТО и без дотаций урожай иначе как за гроши никто не купит, крестьянину есть смысл заняться натуральным хозяйством, чтобы себя прокормить. Но и в этом хозяйстве без орудий труда, изготовленных промышленным способом, тоже не обойтись. И потянутся, значит, вереницы крестьян на заработки в город, а навстречу им — в обратном направлении движущийся поток безработных: в деревню, на землю-матушку…

В результате задумаются и хлебопеки: из какой такой муки хлеб печь, если сырьевая база местная зачахла вся? Может, из-за границы зерно завезти? И ведь завезут. Иностранные партнеры. Да заодно и свои хлебопекарни возведут или же местные прикупят — за бесценок. В большом хозяйстве все пригодится. Только хлебушек этот явно подороже будет, чем сейчас.

Уральские производители добротной обуви и сорочек… Они падут не в честной конкурентной борьбе с изящными итальянскими сапогами и шикарными английскими костюмами, а бесславно погибнут под натиском ширпотреба из густонаселенных мест Китайской народной республики. Хотя, может, вьетнамские да китайские диаспоры по-другому поступят. Решат, к примеру, развивать российскую легкую промышленность. Соорудят фабричку в каком-нибудь бараке подле Шумихи: дешевая рабсила, пахота в три смены, наклейки «Аdidas» — весьма конкурентоспособная продукция получается, надо сказать. Немаловажно и то, что копеечная. Потому как дешевизна теперь, когда мы составная часть ВТО, — это норма и неустранимая жизненная потребность. Причина (одна из причин) проста: неслабую долю доходов пожирает оплата квартиры и всех коммунальных услуг. Даешь реформу ЖКХ!

Кстати, о реформе. Она, проклятая, при ВТО проводится одномоментно. Еще бы не проводилась! При нынешних ценах на энергоносители попробуй, власть, заикнуться о перекрестном субсидировании — предприятия тут же остановятся в знак протеста. Им бы за себя заплатить, а за того парня — пусть лучше сам платит. Тем более что парень-то вон какой (!) доход с ВТОшных «чупа-чупсов» получает.

В общем, походил я по улицам, побеседовал с народом — одна сплошная психологическая травма. Прямо как в период либерализация 1992 года. Потом, возможно, как и после того памятного потрясения, всем хорошо станет: прилавки надломятся от переизбытка товаров, китайцы еще громче станут зазывать нас на заречные базары (пустили-таки жителей Поднебесной на наш рынок труда без ограничения, как того переговорщики по ВТО требовали!)… Только ведь так и не найден ответ на извечный вопрос: кому хорошо-то будет жить на Руси? Так ли уж всем? Так ли уж многим?

Эксперименты, эксперименты…

Pin It on Pinterest

Share This