+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

…Вячеслав Жилин выступает в Сколково. Он заметно волнуется. За три дня до нового 2017 года он защищает перед экспертами проект, который должен перевернуть историю города. Его команда придумала, что в Уральских горах будет построен спортивный центр европейского уровня – с круглогодичной тренировочной базой по пяти видам спорта и медицинскими клиниками для реабилитации спортсменов. И назвать эту историю «Уральской Швейцарией», чтобы ходульный штамп про наши красоты явился наконец во плоти и даден был в ощущениях.

На экспертов Фонда развития моногородов презентация и лично мэр произвели убедительное впечатление. Мировые златоустовские знаменитости Анатолий Карпов, Лидия Скобликова чуть не со слезами говорили о том, как они рады за свою прекрасную малую родину. Проекту дали старт.

Жилин входит в зал заседаний минута в минуту. У него в руках повестка, почти два десятка вопросов мелким почерком. В мэрии города собрался экспертный совет, чтобы обсудить ход работ по ключевым для Златоуста темам: спортивный кластер «Уральская Швейцария», проект строительства реабилитационных медицинских клиник, сдача биатлонного стадиона, развитие индустриального туризма на производственных площадках «Булата»… Перекраивать историю города – дело нервное, страшно трудоемкое, громадье крупных и мелких узлов, каждый нужно аккуратно распутать.

Жилин максимально собран и спокоен. Он слушает докладчика так включенно, как будто вместе с ним готовился к выступлению. Он задает вопросы точечно, адресно: «Проверили заключение по горе? Что там с временными сооружениями у нас? Эскизный проект готов? Электричество откуда берем? Мне нужен готовый мастер-план к концу этой недели». Он ведет себя как главный инженер проекта, отлично разбираясь в правовых, инженерных, кадровых и бюрократических нюансах. Ни одного пустого вопроса, ни одной реплики в воздух. Реагирует мгновенно, дельно, уважительно. Переключает решение вопросов, как тумблеры на пульте управления. Ускоряет ход мысли, не дает переливать пустое. Признает трудности, не признает прохладного к ним отношения. Не повышает голос, не раздражается. Просто и от сердца говорит главное: «В нас должны поверить».

Я родом из Златоуста, это мой город. Я вырос на улице.

Как это?
Моя мама много работала, и у меня была полная свобода. Я был уличный паренек, можно сказать, парень с окраины. Рос как нормальный пацан. Улица научила давать сдачу. Держать удар. Улица формирует силу воли, желание быть успешным, волю к победе. Никакая школа этому не учит, поверьте.

Наказывали за драки? Вы ведь наверняка дрались.
Да, я дрался, но маме некогда меня было наказывать.

Был момент, когда вы поняли, что стали взрослым?
Да. Когда я заработал первые деньги, в третьем классе. Я понимал, что маме трудно, зарплата невелика, я должен рассчитывать на себя. У меня вообще жизнь складывалась так, что грань между детскостью и взрослостью была сильно размыта. Мне всегда приходилось самому отвечать за свои поступки. На улице, знаете, правила очень жесткие, травматичные. Слабых бьют. Я всегда дрался и отвечал за себя сам. Теперь отвечаю за свою семью и за город в целом.

Совещание в администрации Златоустовского округа по проекту «Уральская Щвейцария». Ведет Вячеслав Жилин.
…Так, мы послушали «Уреньгу» (проект Центра олимпийской подготовки – Ред.), послушали «биатлон» (Лыжно-биатлонный комплекс им. С. Ишмуратовой – Ред.). Есть вопросы? Биатлон сдаем в этом году. Вот Динар Анварович кивает, значит, сдаем. С оборудованием, которое необходимо. Тогда пишем поручение: утвердить графики работ, сроки все прописать жестко.

Как вы заработали первые деньги?
Я был в классе третьем-четвертом. В трудовом отряде заработал. Я всегда был первый на прополке картошек и капуст. И как у передовика, у меня была высокая зарплата – 65 рублей. Позже, классе в седьмом, я работал на каникулах в мостовой бригаде, подручным железо-бетонного рабочего. Мы месили цемент, выкорчевывали старые столбы, ставили новые, заливали бетоном… Я приезжал на последней электричке и от станции бегом бежал на тренировку, прямо по шпалам. Семь километров от хребта до Златоуста, по железнодорожным путям.

На тренировку по боксу?
Да, я занимался боксом с седьмого класса и до самой армии.

Вы когда-нибудь в детстве думали, что будете мэром?
А вы в детстве думали, что будете журналистом?

Я да.
Серьезно? А я нет, не думал. У меня, как у всех мальчишек, было много специальностей.

А как вы вошли в этот кабинет? Помните первый день?
Я работал председателем городского Собрания депутатов и в этом кабинете в силу должности бывал. Ну вот в качестве первого лица… Знаете, если честно, я делаю и верю в то, что делаю. Я верил, что мы должны были победить. Я не преувеличиваю своих возможностей. (Вячеслав Жилин в мае 2017 года во второй раз был избран главой Златоустовского округа – Ред.). По-другому, наверное, никто и двигаться не может. Первый мой день… Я понимал, что наступает новый этап в жизни. Что у меня теперь тяжелая, непростая и очень интересная работа, которая должна быть построена на креативе. Что я должен быть в областной повестке, должен доказать, на что способен, чтобы в меня поверили. И от этого будет зависеть финансирование проектов, над которыми мы работаем. Потенциал нашего уникального города пока не раскрыт. Моя задача, миссия, если хотите – открыть Златоуст в масштабах России и даже Европы. Город-труженик, оружейная столица  России, город с большой историей побед. И военные победы нашим оружием ковались, и спортсмены наши всегда достойно представляли честь страны на крупнейших мировых соревнованиях.

Совещание в администрации Златоустовского округа по проекту «Уральская Щвейцария». Ведет Вячеслав Жилин.
…Так, у меня вопрос по «Металлургу» (Центр спортивно-медицинской реабилитации на базе стадиона им. Ишмуратовой и санатория «Металлург» – Ред.). Очень хорошо, что прошла выездная встреча с экспертами инновационного центра Российского олимпийского комитета. Хорошо, что есть понимание, что этот проект нужен для комплексной подготовки олимпийских команд России в условиях Среднегорья. Мы получаем доступ к высокотехнологичным площадкам, которые были отработаны перед Олимпиадой-2014 в Сочи. Подписан договор о сотрудничестве, молодцы. Российский олимпийский комитет готовит программу по развитию нашего центра медицинской реабилитации. Мы все понимаем, что у нас уникальный по географии проект, уникальный кластер создается – близко расположены все спортивные объекты. Поставьте мне в график встречу с заведующим кафедрой спортивной медицины из Питерской медакадемии, он же в пятницу прилетает? Давайте проведем в «Металлурге» выездное совещание. Простыми словами – что мы хотим сделать? Мы хотим минимизировать затраты. Учесть имеющиеся инфраструктуру, технологии, оборудование, понять, как мы будем решать проблему с кадрами, без которых все это не будет работать. Тут у нас три варианта. Нанимаем дорогих специалистов удаленно. Второй – выход института с кафедрой на место, чтобы они с научных позиций изучали нюансы подготовки спортсменов в условиях Среднегорья, потом студенты бы проходили практику тут. А потом уже появление высококвалифицированных специалистов у нас, в Златоусте. Мы должны прописать, какая будет структура управления объектом. Доработать все я прошу в ближайшие две недели и готовиться к презентации в области.

Вячеслав Анатольевич, Вы отдаете себе отчет, что ваш проект «Уральская Швейцария» – это проект мечты? Очень красивый, амбициозный, но… иллюзорный?
Не согласен. В любом проекте есть доля авантюризма, доля мечты, доля иллюзии. И проект только тогда становится реальным, когда ты понимаешь: мы не должны размениваться по мелочам, мы должны мыслить масштабно и серьезно, на десятилетия вперед. И чтобы это получалось, надо пошагово выполнять ряд действий. Если есть стратегия, идея, в которую ты веришь – проект получится и будет работать.

Вы видите каждый этот шаг?
Безусловно. А как иначе? Мы знаем, что это будет лучший объект на Среднегорье, и как курорт, и как центр спортивной подготовки. У проекта хорошее будущее, он будет интересен инвесторам. Он уже им интересен. У нас есть поддержка губернатора, федеральных центров.

А название сами придумали?
«Уральская Швейцария»? Это же бренд из детства. Нас так называли со времен Советского Союза, мы слышали от родителей, на этом выросли. И когда дорабатывали программу в Сколково, поняли, что это название отлично подходит. У нас будет спортивно-рекреационный кластер с уникальными климатическими и географическими особенностями. Высота нашей Уреньги – 1000-1100 метров. Подобных центров в условиях Среднегорья в России нет. Мы построим тренировочную базу для профессиональных лыжников, биатлонистов, боксеров, игроков в водное поло, гребцов на байдарках и каноэ… А главное – мы создадим тренировочную базу с качественно новым уровнем подготовки для наших детей. Да, мы сможем проводить и серьезные соревнования, но главный смысл и польза «Уральской Швейцарии» – подготовка будущих спортсменов. Златоуст – это город, где на один квадратный метр один олимпийский чемпион. Считайте сами: вся команда «Уралочки», Анатолий Карпов, Лидия Скобликова, Юрий Бородавко, Наталья Снытина, Светлана Ишмуратова, Анастасия Белякова. Вот Настя Белякова, воспитанница спортшколы олимпийского резерва №5, на днях заняла I место на международном турнире по боксу памяти Магомед-Салама Умаханова. Да нам сам бог велел строить спортивный кластер!

Совещание в администрации Златоустовского округа по проекту «Уральская Щвейцария». Ведет Вячеслав Жилин.
…Надо подумать, как усилить кусок ЛЭП до Аргазинского водохранилища (Речь идет о подготовке проекта «Уреньга» – Ред.) Энергетика, как мы все понимаем – это самое сложное. Готовьте техусловия. Когда у нас появится право собственности? Это очень важно. Я прошу, точнее, это мое поручение – ускорить процесс. Ногами надо делать, коллеги. Ногами! Дорабатываем мастер-план, чтобы было полное понимание инфраструктуры: откуда электроэнергия, вода и так далее. Чтобы мы могли сказать любому инвестору: вот у нас свет, газ, вода. У нас все складывается, видите?

Есть вещи, которыми вы гордитесь как мэр?
Да. За время пребывания на посту главы у меня родилась дочь. Я этим очень горжусь. Это главное, что произошло в моей жизни как мэра. Ну а если серьезно… В 2012 году, когда я баллотировался в первый раз, мы выпускали предвыборную газету. Наверное, парочка экземпляров осталась. Там опубликована моя программа. Я ее перечитываю и понимаю, что последовательно выполняю все обещанное. По пунктам. И проверяю, все ли я делаю из того, что тогда написал. Я доволен, что я не отхожу от задуманного.

От чего вы устаете?
От количества контактов. От чрезмерного общения. А должность главы, сами понимаете – это когда всем от тебя что-нибудь нужно. И ты всем должен ответить. От этого, конечно, накапливается усталость, как у любого руководителя. Я представляю, какая усталость у губернатора. Это нормально. Это наша миссия, так и напишите.

Куда вы первым делом везете гостей?
О, тут сложно сказать, выбор большой. Все непременно идут смотреть наше оружейное производство. История оружия и одновременно история государства – это то, чем мы действительно гордимся. Любой житель Златоуста при желании вам расскажет, как делать булатную сталь.

А что, можно вот так просто попасть на оружейное производство?
Ну вот ваши коллеги недавно были, делали репортаж для журнала.

Да, но если человек не работает журналистом?
Можно. Там работают выставочные площадки. И я убежден, что мы должны развивать в нашем городе индустриальный туризм, как это делают во Франции, например. У них старые рудники, шахты заброшенные – это туристические объекты под охраной ЮНЕСКО. Наши города-заводы тоже можно сделать объектами культурного наследия: Кыштым, Златоуст, Миасс, Сатка, Куса. Сейчас мы работаем над концепцией проекта «Старопромышленные города Урала». Завод Булат, с которого начинался город, сейчас не работает вообще, цеха стоят. Я рад, что нам удалось из федеральной собственности забрать завод в муниципальную, вместе со зданием Арсенала. Мы создаем там индустриальный парк: запустим заново производство, в 19-м корпусе откроем музей холодного клинкового оружия. Еще я очень хочу – и такой проект уже в разработке – чтобы там работали мастерские, школы юного кузнеца, оружейного мастера…

«Сделай нож своими руками»?
Ну почему нет? И не только школьникам, разумеется, это будет доступно, любому туристу. Выковать подкову на счастье – хорошая идея?

Отличная.
Мы планируем целый комплекс интерактивных мероприятий. Сделаем такой тур на оружейную фабрику, с возможностью своими руками почувствовать, сделать что-то самому. Смотрите, что я нашел в разрушенной центральной заводской лаборатории – немецкие фолианты 1814 года. Это первые немцы, которые сюда приехали в начале ХIX века, собирали материал, изучали структуру металла, особенности нашей стали, писали отчеты. Я даже не могу передать ощущение от того, что держу такую книгу в руках.

Совещание в администрации Златоустовского округа. Ведет Вячеслав Жилин.
…Коллеги, я вас прошу изучить опыт других регионов в области индустриального туризма, подготовить предложения, свое видение изложить. Чтобы у нас на площадке был и музей, и производство, и интерактивные вещи. Нужен мозговой штурм? Давайте устроим мозговой штурм. Назовите этот проект, не знаю, «Беда» или «Победа», неважно. Юристы пусть сопровождают со своей стороны. Что еще забыли? Давайте обсудим.

Вячеслав Анатольевич, какую книгу вы готовы перечитывать снова и снова?
«Белый клык» Джека Лондона. Это мой герой. Тот щенок, которого пытались свалить, но ничего у них не получилось. Законы природы суровы, но справедливы.

У вас бывают минуты отчаяния?
Минуты отчаяния бывают у всех. Спасает спорт, родные, друзья. Моя семья, атмосфера родного дома. И еще, знаете, с возрастом становишься мудрее. И понимаешь библейское «Все проходит, и это пройдет». Но я считаю, что «это проходит», когда ты управляешь процессом или участвуешь в нем. И никак по-другому.

У вас есть несбывшаяся мечта?
Сложно ответить.

Но все же.
Знаете, все потихоньку случается. Все происходит.

Хороший ответ. А чья эта черно-белая фотография у вас в кабинете?
Это Семен Сергеевич Зиновьев, дед по маминой линии. На Финской воевал, вернулся инвалидом… Видите, работаю под присмотром старшего поколения.

Pin It on Pinterest

Share This