+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Мечтатель из города мастеров

БИЗНЕС: Главный герой

текст: роман грибанов

В первые пять минут разговора с генеральным директором Златоустовской оружейной фабрики Валерием Томея в голову лезут совершенно лютые штампы. «Холодное оружие и горячее сердце» (когда слушаешь невероятно увлекательное и эмоциональное повествование о коллекции ножей)… «Стальные нервы и булатные лезвия» (когда Валерий Александрович рассказывает о том, как удалось ему отстоять и сохранить для Златоуста коллекцию старинных клинков и художественных изделий, произведённых ещё при легендарном Иванке-Крылатке)… Ага, ещё про «чистые руки» осталось что-нибудь вставить, и колода штампов заслонит человека.

Булатная сталь — это композит, то есть набор нескольких материалов, искусно сплавленных друг с другом, и именно эта многослойность даёт оружию из булата свойства гибкости, твёрдости, стойкости к коррозии и элемент самозаточки. Вот и Валерий Томея — личность, которая не измеряется одним заголовком, определением и даже текстом, слишком большим набором качеств обладает этот человек. Но именно такая сложность натуры позволяет Томея перерубать все трудности и не гнуться перед проблемами.

Промышленник
Перед проходной Златоустовской оружейной фабрики стояла небольшая группа людей. Странно… Рабочие пришли на субботнюю смену? Замеченные граждане неожиданно… спросили, где им купить билеты. Во даёт, эффективный собственник, у него люди даже на свой завод по билетам ходят! Выяснилось, однако, что это туристы, которые, да, пришли на ЗОФ, но не на «рабочую субботу», а в музей фабрики.

— У нас в месяц музей посещают до тысячи человек, — с гордостью рассказывает Томея. — Это поменьше, конечно, чем у городского краеведческого, но всё же поток туристов, желающих поглядеть продукцию фабричных мастеров, постоянный, и это очень радует. Развитию музея я придаю очень большое значение. Посмотрите на фабрику в Хохломе, её изделия, старинные и современные, стали настоящим брендом Нижегородской области. Но златоустовские сабли и ножи многим поинтереснее будут, почему бы и им не поработать на известность всей Челябинской области.

Про старинные клинки местной оружейной фабрики сочинял свои сказы Павел Бажов. Про созданные в середине ХХ века златоустовские знаменитые «чёрные ножи» НР-40, которыми были вооружены воины Уральского добровольческого танкового корпуса, поют песни. Военный марш «Дивизия «чёрных ножей» стал гимном одноимённого байк-клуба. И какое ещё промышленное предприятие в нашем регионе может похвастать такой народной славой?

Как театр начинается с вешалки, так завод начинается с проходной. Группа людей на входе — это хорошо, но что внутри? Делаешь шаг и в первую долю секунды ловишь себя на ощущении разочарования: пол снят до кирпичного основания, со стен свисает электропроводка, какая-то бетономешалка мешает проходу. А потом понимаешь: здесь просто кипит ремонт, что означает главное — кипит жизнь, фабрика при Валерии Томея обретает новое лицо, в том числе и ремонтируя помещения, которые ждали этого сто лет.

— Мы сейчас переоборудуем промышленные цеха, на ЗОФ идёт серьёзная модернизация станочного парка, делаем производственный процесс максимально эффективным, — рассказывает Томея. — Можно гордиться изделиями наших мастеров‑оружейников прошлого и позапрошлого веков, и, конечно, очень важно сохранить более чем двухсотлетние златоустовские традиции искусства художественного письма на металле. И вот для этого нужно не стоять на месте, а постоянно развиваться.

Результат уже есть. В этом году российский ВМФ получил от некогда практически остановившейся Златоустовской оружейной фабрики несколько сотен кортиков для морских офицеров. Новых. Красивых. Опасных для врага. Дело Ивана Бушуева (того самого Иванки-Крылатки из сказа Бажова) в надёжных руках.

Коллеционер
Музей на фабрики впечатляет. Вот тут точно штампа не избежать, про него невозможно рассказать, выставленные в больших застеклённых витринах экспонаты надо видеть. Некоторые можно даже в руках подержать, особенной популярностью у посетителей пользуется фотографирование с ППШ или пистолетом-пулеметом Судаева, украшенных фирменной златоустовской гравюрой на стали. Спустился на первый этаж, и такой же чудесно инкрустированный ППШ можно купить в заводском магазине. Как и множество других уникальных изделий: шпаги и шашки, ножи и картины на стали, даже иконы. Тоже на стали, разумеется, с золочением и чернением.

Но это ещё не все чудеса ЗОФ! В кабинете генерального директора есть тоже огромная застеклённая витрина, от которой любой нормальный мужчина не оторвётся, разве что попросит хозяина открыть и дать возможность взять в руки тот или иной предмет. Валерий Томея — обладатель невероятной коллекции холодного оружия. Чего тут только нет… Шпага, выкованная в XVIII веке в Златоусте предшественникамb Бушуева — немецкими мастерами братьями Шаф (презрительное Штоф у Бажова). Японская катана и яванский крис, стреляющий нож с револьверным барабаном, сделанный в Англии в XIX веке, знаменитый американский морпеховский Ка-бар с хищным воронёным лезвием и не менее легендарный советский спецназовский нож «Вишня» (их делали, кстати, тоже в Златоусте). Между прочим, за один из ножей, лежащих в кабинете директора за стеклом, сейчас предлагают 26 тысяч евро. Златоустовец не продаёт…

— Я же не для продажи и не для заработков собирал коллекцию, — улыбается. — У меня в ней более 7 тысяч видов холодного оружия, пусть лучше одним больше будет, чем одним меньше. Я ищу и собираю по всему миру как авторские клинки некоторых известных мастеров — японца Шигеру Тозаки, француза Гаспара Когнета, испанцев Хосе Эспозито и Луиса Вергары, так и холодное оружие по географическому принципу: сделанное в Германии, в России, в Чехии, на Тайване или в других странах. По-моему, вполне логично возглавлять оружейное производство и пытаться знать о нём больше, чем другие люди.

Мечтатель
Валерий Томея мечтает объединить собственную частную коллекцию и экспонаты Златоустовской оружейной фабрики, и создать в городе у подножия Таганая уникальный в масштабах страны музей холодного оружия.
— Южный Урал сегодня подчас мучительно ищет свой образ, свою изюминку, которая будет отличать Челябинскую область от других регионов, привлекать сюда туристов, — говорит Валерий Томея.  — Не надо ничего выдумывать, нужно обратить взгляд на собственную историю. Удивительных историй и уникальных изделий, связанных со Златоустом и нашей оружейной фабрикой, предостаточно. Стоит только чуть-чуть придать им современного лоска, добавить новизны, сделать интересными не только для увлечённых краеведов, но и для рядовых туристов. Российских и иностранных. Я рад, что эту идею одобряет глава Златоуста Вячеслав Жилин, создающий рядом с нашей ЗОФ оружейную академию.

Идеи Томея и Жилина нашли поддержку и у председателя областного Законодательного Собрания Владимира Мякуша, который зовет мастеров ЗОФ на совещание — обсудить продвижение златоустовской гравюры по стали. Установлен плотный контакт и между оружейниками и журналистами, последние получили недавно в подарок от ЗОФ тонкой художественной работы стальной бумеранг — символ прошедшего в Челябинске форума региональных СМИ. Поговоришь с Валерием Томея подольше, и в голове дурацкие штампы и обрывки статей из СМИ сами по себе заменятся светлыми словами поэта.

…Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, куёт булат.

Быть может, тот самый златоустовский. Бережно сохранённый и преумноженный трудом Валерия Томея, промышленника и мечтателя.

Pin It on Pinterest

Share This