+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Один самолёт носит имя двух героев

Фёдор Канашев, майор, штурман ВВС, офицер боевого управления

Явления: учебник истории

Текст: Сергей Смирнов
Фото: из архива Фёдора Канашева

15 февраля 1989 года был завершён вывод Российской армии с территории горячей страны Афганистан. Воевавшие там мальчишки вернулись домой, ни черта не понимая: что это было? зачем? для кого? Ясно было только одно: они будут жить. Они уцелели. Мы попросили трёх ветеранов афганской войны рассказать о том, что они пережили тогда.

Знаете ли вы, что стратегические бомбардировщики ТУ-160 имеют личные имена? Так вот, один из «Белых лебедей» назван в честь главного маршала авиации Александра Голованова. Но лётчики, которые служили в 50‑м смешанном авиационном полку в Афганистане, думают иначе. Командиром полка был тёзка маршала — Александр Голованов, Герой Советского Союза, который погиб при выводе войск из Кабула. Вот и выходит, что самолёт хранит в своём имени память сразу о двух героях…

Фёдор Канашев — выпускник Челябинского высшего военного училища штурманов, служил в 50‑м полку офицером боевого управления. Что это значит? Офицер управлял боевой работой с земли: наведение на цель, высадка десанта, переброска грузов. Девиз офицеров боевого управления: «Слышу, вижу, управляю!». Вся картина боевой обстановки — у него. Думать нужно быстро и правильно, как говориться, по обстановке. А обстановка было горячей!

Полк не зря назвали смешанным: в нём впервые объединили транспортную авиацию и вертолёты. По сути дела этот полк представлял собой дивизию. Это, казалось, абсурдное решение себя оправдало. Транспортники могли быстро перебрасывать десант, а «вертушки» зачищать местность. Действовали эффективно, особенно отличились в 1982 году в Панджшерском ущелье, которое занимал Ахмад Шах Масуд. Но и потери были немалые: за год и три месяца, что Фёдор был в Афганистане, моджахеды сбили четыре вертолёта Ми-24, шесть Ми-8, по одному транспортнику Ан-12 и Ан-26. А всего за годы, пока полк находился в Афгане, погибло 132 военнослужащих. Особенно тяжело было Канашеву терять авианаводчиков. Эти офицеры вели корректировку огня перед самым носом у моджахедов. Иногда связь терялась. Навсегда.

Ряд операций вертолётчикам приходилось совершать в обстановке высокой секретности. Например, совершать посадку на горном плато, где забирали одного из командиров моджахедов. Как выяснилось, этот бородатый мужик был офицером нашей разведки! Его тайно доставили в Кабул, а затем так же, по-тихому, вернули обратно. Восток — дело тонкое, а война на Востоке — тем более.

Ювелирно была проведена операция по разблокированию дороги Хост — Кандагар (операция «Магистраль»). Предполагалось бросить туда десант, но штурман полка понял, что ребят перебьют ещё в воздухе, и предложил другой план. На головы моджахедов сбросили парашюты, к которым вместе десантников прикрепили мешки с песком. «Духи» радостно открыли огонь из всего, что имелось! В это время их огневые точки засекали 56 авианаводчиков. Через несколько минут подошли бомбардировщики и уничтожили цели. За эту операцию наградили звездой Героя известного генерала. А штурман тоже получил звезду, но куда скромнее — орден Красной Звезды.

Майор Фёдор Канашев вернулся домой за год до вывода наших войск из Афганистана. Говорили, что слух о выводе, несмотря на секретность, дошёл до лётчиков, и некоторые, якобы за несколько дней до вывода даже спали в кабинах самолётов — так хотелось домой.

За Афган Фёдор имеет орден «За службу Родине в вооружённых силах СССР» третьей степени. А полк был награждён орденом Красной Звезды. Ни той Родины, ни тех орденов сейчас уже нет…

Pin It on Pinterest

Share This