+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Виктория Никольская

История про любовь

БИЗНЕС: портрет

Текст: Светлана Симакова
Фото: Дмитрий Болотин

«Женщин в строительном бизнесе сегодня не меньше, чем мужчин, и они вполне успешны», — считает коммерческий директор строительной компании «Икар» Виктория Никольская. Ты обречён на успех, если любишь своё дело. А чтобы сделать карьеру, совсем не обязательно уезжать из родного города. Она каждый день доказывает это собственным примером.

-Часто выходцы из Челябинска, которые сделали карьеру вдали от малой родины, говорят: «Чтобы чего-то добиться, надо уехать из дома». Как относитесь к такой формуле успеха?
-Буквально вчера обсуждали нечто похожее: что необходимо делать для того, чтобы молодёжь захотела жить и работать в Челябинске. Я не уехала, потому что считаю: развиваться и добиваться успехов можно в Челябинске. Сегодня наш город не формально областной центр — это реально город-миллионник, крупный промышленный мегаполис. И возможностей даёт предостаточно.

-Вы окончили известный в Челябинске 11‑й лицей. Школа дала вам хорошие знания?
-11-й лицей гораздо больше, чем хорошая школа. Это не просто хорошие знания, благодаря которым я сразу поступила на бюджет в Московский государственный университет коммерции. Это приучение к умственному труду, это развитие инициативы. Главный урок состоит в том, чтобы быть человеком. И сделать способным развиваться дальше без помощи учителя. Важный аспект — учитель отдаёт, ученик ПРИНИМАЕТ, без этой связи не получается магии.

В лицее, в старших классах, я выбрала точные науки: физику, математику. Мне хотелось в будущем заниматься экономикой и управлением. Это был мой первый осознанный выбор, хотя мама всегда советовала идти на юридический. Но я пошла на факультет управления.

-И не ошиблись?
-Считаю, что нет. Первым местом моей работы была компания «Макфа» — огромное предприятие. Туда я пришла на преддипломную практику, и мне, когда я была ещё студенткой, предложили постоянную работу. Я с радостью согласилась, работала в отделе маркетинга и рекламы, также занималась продажами. О таком опыте можно было только мечтать. Это была звёздная команда управленцев, «Макфа» выходила на международный уровень, заключались контракты со странами дальнего зарубежья и Азии, продолжали наращивать производственные мощности. Потрясающий кейс.

-Как получилось, что вы пришли в строительный бизнес? В вашей семье были строители?
-По линии мамы, отец вначале был военным, прошёл всю войну, был награждён, затем развивался по партийной линии, занимал руководящие посты. Женская половина тяготела к естественным наукам — доктора и кандидаты химико-биологических наук. По папиной линии военные офицеры. Сам папа из бизнеса.

Человек живёт в движении. Заканчивается один этап, начинается другой. «ИКар» фактически существует с 2003 года. В 2016 году получил новый импульс развития, начинает развивать направление жилищного строительства. К этому времени у меня уже был довольно богатый профессиональный опыт. Я достаточно много проработала в бизнесе. Более половины десятилетия на государственной службе.

-Это было интересно?
-Это тоже был хороший опыт. Очень многому научилась. За это время окончила академию госслужбы, получила ещё одно высшее образование. Всё это оказалось невероятно полезными в сфере бизнеса. В девелоперской компании «Икар» работаю фактически с первых дней, с 2016 года. На первом этапе мы реализовали небольшой проект по точечной застройке, он оказался успешным. Объёмы строительства постепенно нарастали. Если в 2016 году мы построили 8 000 квадратных метров жилья, то в 2017‑м — уже 20 тысяч, а в 2018-м — 60 тысяч. Сейчас объём строительства составляет свыше 200 тысяч квадратных метров. Это уже комплексное освоение территории, квартальная застройка. Большой шаг был сделан.

-Сегодня женщины довольно часто становятся топ-менеджерами строительных компаний. В совсем недавней истории этого и представить было нельзя. Хорошие строители из женщин получаются?
-Наша страна по менталитету азиатская, даже скорее византийская и отчасти православная. У нас страна не очень расположена, чтобы принимать женщину как самостоятельную фигуру. Но, на мой взгляд, женщин в девелоперском бизнесе и бизнесе, связанном с недвижимостью, сегодня даже больше, чем мужчин. И они вполне успешны. Это, как мне кажется, объяснимо — у женщин выше уровень эмпатии. Чувство эмпатии рождается, когда ты можешь пропустить через себя.

На мой взгляд, конкуренция в нашем бизнесе сегодня идёт не на уровне стоимости жилья и каких-то физических его характеристик. Это практическая плоскость, а есть плоскость метафизическая. Мы стараемся, чтобы в наших проектах они играли одновременно. Покупка дома для себя — это всегда что-то особенное, это об эмоциях, которые хочет человек, чтобы переживал он и его семья. Абсолютно точно мы продаём возможность получения этих ощущений и возможность улучшения самого себя через эти ощущения. Это действительно работает с людьми, которые покупают квартиры в наших домах. Жильё — это мотивирующий фактор.

Мы работаем в классе стандарт. Здесь даже интереснее работать с меньшим бюджетом, необходимо проявлять интеллект для того, чтобы добиться того же результата по ощущениям, как в объектах более высокого ценового сегмента. Отличие только в наборе инструментов. В любой ценовой категории мы вкладываем философию и ощущения. Это база

-То есть чувствуете, что ваше место здесь, что вам хорошо в этом бизнесе?
-Мне всегда были интересны процессы управления, то, чему я обучалась, и то, чем занимаюсь всё время после окончания вуза. Но если бы мне лет пять назад сказали, что я буду заниматься строительством, мне бы это показалось неожиданным. Однако сейчас точно могу сказать, что получаю от работы в сфере строительства огромное удовольствие. Это история про любовь. Мне нравится общаться с покупателями и видеть радость людей, ведь покупка жилья — это обновление жизни, это масса открытий. Когда видишь счастливые глаза жильцов, ты попадаешь в атмосферу праздника. Ещё вчера дом, который мы построили, стоял пустой, а сегодня он наполнен жизнью

-Непросто все важные нити бизнеса удержать в руках?
-С коммерческой точки зрения, девелоперский бизнес довольно сложен. И менеджмент в этом бизнесе — очень важное звено. Это рынок с высоким уровнем конкуренции. Существенно изменилось законодательство. Рынок строительства становится таким же прозрачным, как банковский сектор. Деньги, которые находятся в долевом строительстве, сопоставимы со вкладами населения. Это огромные суммы, и логично, что с точки зрения государства они должны быть управляемыми. Компании, которые сумеют гибко адаптироваться к меняющимся условиям рынка, имеют все шансы на успех. А тех, кто наивно полагает продержаться за счёт наработанных моделей и прошлого опыта, ждёт не самый простой год. Итак, добро пожаловать в реальность!

-Сегодня строительные технологии в России гораздо богаче, чем десять-пятнадцать лет назад. Если говорить о нашем городе, каким бы вы хотели видеть его уже в ближайшем будущем?
-Не секрет, что экономические факторы по-прежнему играют большую роль в нашем бизнесе, ведь у большинства покупателей вопрос цены стоит на первом месте. Но мы много ездим по стране, видим, что происходит в сфере строительства, и нам хочется реализовать всё лучшее и новое в границах возможного. Даже в жилые комплексы класса «стандарт» мы стремимся внести максимальный комфорт. Мы предлагаем безбарьерную среду, закрытые дворы, чтобы они были безопасны, паркинги выносим за пределы двора, много внимания уделяем благоустройству и озеленению. Среда проживания людей должна быть по-современному комфортной. И это естественно сказывается на облике всего города.

-Сейчас общественники активно борются за сохранение исторических зданий в Челябинске. Вам этот порыв близок, понятен?
-У нас старины крайне мало, поэтому я согласна, что всё оставшееся надо любить и охранять.

-К саммиту ШОС в городе предлагается проредить лес рекламных щитов, вы это приветствуете?
-Если это обосновано целесообразностью, тогда, конечно, да. Часть наших рекламных конструкций вошла в программу по демонтажу, мы арендовали арочные конструкции. Но мы отнеслись к этому с пониманием. Да, конечно, надо придать городу единый облик. Должна быть чёткая политика и разработанная программа для её реализации. Насколько нам известно, даже такие города, как Москва и Санкт-Петербург, не отказались от наружной рекламы совсем. Нужны чёткие и разумные правила.

-Есть на Земле ещё любимые вами города, в которые хочется возвращаться?
-Люблю бывать в Москве. Может быть, это генетическая память, мои предки и по маминой, и по папиной линии из Москвы. В глобальном масштабе это, конечно же, Италия. Более 60 процентов мирового культурного наследия находится именно в Италии, зачастую даже вдали от туристических троп. Флоренция бесподобна. Венеция особенно зимой. Прямо по Бродскому: «…запах мёрзнущих водорослей». В Питере он тоже есть, но только чуть-чуть. Из последних впечатлений — бизнес-поездка в Латвию. Тихая и богемная Рига, Юрмала. Особое понимание любви к городу, к коду города и реновации. Очень много объектов находится под охраной ЮНЕСКО.

-Вы любите путешествовать?
-Делаю это постоянно. Чаще с дочерью. Это часть нашей образовательной программы. Я показываю ей интересные места, а она учит меня. Учитель не всегда тот, кто знает больше, кто старше, кто умеет больше. Есть места, куда, как вы сказали, хочется время от времени возвращаться. Но неизведанных дорожек ещё много. В путешествиях для меня важна не только архитектура, не только художественные галереи, где я обязательно бываю, но мне нравится наблюдать за людьми, живущими в этих местах, пробовать национальные блюда — всё это позволяет глубже почувствовать город, страну, атмосферу. Разгадать её культурный код.

-Если говорить о карьере, вы довольны достигнутым или всё время стремитесь идти вверх?
-Человек живёт в движении от чего-то к чему-то. Как только мы начинаем держаться за то, что имеем, боимся идти дальше, мы теряем всё. И то, что имеем, и не встретим новое. Опыт не всегда со знаком плюс. Всё служит развитию. Без предыдущего шага не было бы следующего. И то, что ты делал вчера, будет определяющим в завтрашнем дне. Не могу сказать, что я постоянно думаю о карьерной лестнице, о подъёме. Нет, важен переход из одного состояния в другое. Надо ставить перед собой конкретные цели и двигаться к ним постоянно.

-Вам всегда были свойственны качества лидера?
-Руководитель, безусловно, должен быть лидером и уметь правильно мотивировать команду на нужный результат. У меня на происходящее всегда было своё мнение, и я любила анализировать разные ситуации. Однако в школе и университете никогда не было желания быть только первой. Может быть, в жизни это не всегда и нужно. Вторым тоже быть неплохо. Первому приходится оборачиваться, а второй всегда смотрит вперёд. У каждого в команде своё место и своё дело. Важно понимать свои цели и делать всё, чтобы они были достигнуты.

-Вы смелый менеджер, можете стоять на своём и доказывать свою правоту, спорить с боссом?
-Скорее, это вопрос дискуссии. У нас партнёрские отношения. Когда обсуждаем стратегию компании, не помню случая, чтобы наши взгляды расходились. Поэтому спорить не приходится, а дискуссии есть всегда. В отношениях с сотрудниками в нашей компании принято обсуждать все рабочие вопросы. Но после того как решение принято, мы к этому уже не возвращаемся.

-Готовы ли вы рисковать?
-Бизнес всегда сопряжён с определённым риском. Говоря о девелоперском бизнесе, раньше дольщик — это был не покупатель, а инвестор своего будущего жилья. Любая инвестиция сопряжена с рядом рисков, которые нужно учитывать. С переходом на новую систему финансирования риски берут на себя только застройщик и учреждение, которое осуществляет финансирование. В этом плане покупатель сегодня ничем не рискует. Но строительство — это ещё и бизнес, где важную роль играет доверие покупателя к тебе, ведь это вопрос большого бюджета, квартира — покупка дорогостоящая. Кто-то такие покупки совершает часто, а кто-то, может быть, сделает это раз в жизни. Риски должны быть исключены. С этой точки зрения строительство — это не про риски.

-С тех пор как вы стали менеджером руководящего звена, изменился ли ваш характер?
-Мне сложно судить: бизнес ли повлиял на мой характер или возраст? Достаточно много времени прошло с тех пор. В любом случае мы меняемся. Конечно, уровень ответственности вырос. Стала более чётко выстраивать приоритеты: что первично, а что совсем неважно; где можно, а где нельзя позволять слабину. А сегодня даже ответственность за родителей становится повышенной. Но основные черты моего характера и жизненные приоритеты фундаментально не изменились. Понятно, что с возрастом ты избавляешься от юношеского максимализма, становишься более лояльным, более терпимым. В отношениях с командой надо сдерживать эмоции. Но стремиться ещё есть к чему (смеётся). Я знаю точно, что если во мне есть хоть немного любовь к жизни, витальности, умения дружить и помогать, то это именно от мамы.

-Помимо физики и математики чем в детстве ещё увлекались?
-Я бы даже сказала, что физика и математика были не главным моим увлечением. Перечисление всех кружков, куда я ходила, займёт немало времени. Не думаю, что речь идёт о какой-то ветрености, скорее о любознательности. Причём это никогда не было инициативой родителей. У нас в семье было трое детей, я — старшая, и поэтому была очень самостоятельной. В школьные годы очень серьёзно занималась бадминтоном и получила разряд по этому виду спорта. Сама записалась в музыкальную школу, хотела на фортепиано, а попала в класс виолончели. Но школу не закончила, мне не нравилось петь в хоре и возникли проблемы, потому что хоровой класс нужно было посещать обязательно. Это подкосило моё желание заниматься музыкой. Видимо, я сольный исполнитель (смеётся). В лицее долго занималась танцами. Наш коллектив неоднократно становился лауреатами различных конкурсов.

-А сейчас любите серьёзную музыку, ходите на концерты?
-Не только на концерты хожу, но с удовольствием занимаюсь вокалом! И мне это нравится. Пою эстрадную музыку и даже джазовую. Но это только ради собственного удовольствия. А в детстве я ещё и борьбой занималась — каратэ, но недолго, месяца полтора, потому что тренер сказал девочкам: «Посмотрите на меня, видите, какие у меня широкие плечи, если всерьёз будете заниматься, у вас будут такие же». Вероятно, он просто хотел отсеять лишних, но мне такие плечи иметь не хотелось, и я ушла сразу. Однако пару приёмов выучила.

-Какой отдых предпочитаете вечером, после работы? Книги, музыка, что больше способствует расслаблению?
-Если учесть, что дома я бываю самую меньшую часть суток, то лучший отдых для меня — это сон. Читаю чаще с утра, и большей частью бизнес-литературу. В последнее время увлеклась публицистикой. Художественную литературу читаю чаще в поездках и на отдыхе. Бывает сложно остановиться, могу зачитаться до утра. Перечитываю классику время от времени. У меня есть несколько списков по направлениям обязательных к прочтению. К аудиокниге я не пришла, мне такая форма чтения кажется суррогатом. Всё-таки бумажная книга мне ближе.

-При такой интенсивной деловой жизни удаётся сохранить друзей?
-Не всегда. Многие друзья детства разъехались по разным городам. У всех своя жизнь. Связь теряется. Но я считаю, что это нормально, когда остаются самые-самые близкие, важные для тебя люди. По роду деятельности я очень много общаюсь. Я вообще люблю знакомиться с новыми людьми. К примеру, в процессе общения вдруг узнаёшь, что топ-менеджер очень крупной компании всерьёз занимается гонками на хаски. Его супруга вообще чемпион России, а дочь — мира! А сани он изготавливает сам! Люди так интересно раскрываются, просто фантастически. Но всех их объединяет одно — любовь к делу, которое они делают.

-Больше общаетесь через интернет?
-Компьютер — это если нужно обсудить деловой вопрос; а для дружеской беседы незаменимы старинные способы, ведь важны интонация, глаза, настроение.

-С возрастом задаёшься вопросом, что останется после тебя. Целые кварталы домов — это круто?
-(Смеётся). Я ещё не готова подводить итоги. Всегда хочется надеяться, что лучшее впереди. Но в любом случае то, чем мы сейчас занимаемся, мне безумно нравится. Круто быть сегодня лучше себя вчерашнего и понимать свои достижения за этот период.

-Приятно, проезжая мимо домов, которые построила компания, чувствовать, что и ваша доля труда в этом есть?
-Думаю, наш самый красивый дом мы построим в недалёком будущем. Но мне не стыдно за нашу работу, которая уже сделана. Приятно получать хорошие отклики от покупателей наших квартир.

Pin It on Pinterest

Share This