+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

НЬЮТОН

Умный город на Северо-Западе

СЕМЬЯ: репортаж

текст: Лана Литвер
фото: Игорь Ляпустин

«Ньютон» — самый крупный проект строительной компании «Легион» и беспрецедентная для Челябинска история. Новый микрорайон задуман и устроен так, как ни один другой в городе. Застройщикам удалось не просто прошить «Ньютон» smart-сервисами и обеспечить европейский уровень комфорта, но и создать магнетическую энергетику пространства. Это территория, где хочется быть. Гулять, пить кофе, кататься на велосипеде, общаться, заглядывать в магазинчики, дышать воздухом. И архитектурными решениями эта концепция, конечно, не исчерпывается.
— Масштаб имеет значение, — говорит директор СК «Легион» Сергей Пахомов. — В жилом комплексе «Ньютон» — более полумиллиона квадратных метров жилья. Наша компания впервые возводит такой огромный микрорайон. Когда мы приступали к проекту, мы уже понимали, что имеем возможность создавать такие инфраструктурные вещи, которые на маленьком объёме не имели ни экономического, ни функционального смысла. Мы осознанно формировали в «Ньютоне» максимально комплексный подход к развитию территории в целом.

Парк во дворе

В «Ньютоне» нет понятия «детская площадка» — есть парк во дворе. Благодаря тому, что жилые комплексы расчерчены очень просторно, под двор отведены солидные площади. И это, понятно, не горка с качелькой, а целый детский городок. В каждом дворе он сделан в разной тематике: там космический корабль, тут сказочный дворец для принцесс и подрастающих принцев. Воркаут-площадка с мягким покрытием, велодорожка, скамеечки, чтобы отдохнуть и при хорошей погоде даже почитать. Хоть годовалый малыш, хоть подросток, хоть бабушка — любой найдёт здесь чем заняться.

Невидимые переходы от дорожек к асфальту, безбарьерная среда на всей территории комплекса. Удивительно, но даже плотные ряды машин по обочинам дорог аккуратно вписываются в ландшафт, не теснят и не создают ощущения парковки вместо двора. Всё объясняется, говорит Сергей Пахомов, огромной территорией, количеством кубометров воздуха между многоэтажками.

Ньютон Безопасность

— Что такое безопасность для жителя комплекса? — Сергей Пахомов воспроизводит логику создания сервиса «Ньютон Безопасность». — Мы исходили из главного: человек должен понимать, что делать и куда обратиться в случае чего. Значит, должен быть номер телефона и круглосуточный колл-центр. Значит, нужна тотальная система видеонаблюдения, чтобы можно было отмотать историю и понять, что и как произошло. А кроме того, нужна группа быстрого реагирования. Если операторы в пункте наблюдения видят нештатную ситуацию, они вызывают на место группу.

— Это бойцы отряда особого назначения?
— Конечно, нет. Это корректные люди в гражданской одежде. Они никого не задерживают, они спокойно и вежливо делают замечание. Как правило, этого достаточно.

Изображения с семидесяти камер выводятся на несколько огромных плазм. За происходящим наблюдают два оператора видеонаблюдения. «На эту должность берём исключительно девушек, — подчёркивает Сергей Пахомов. — Они более внимательные». На территории комплекса работает одновременно 700 камер (а когда введут в строй вторую очередь домов, будет 1500). Снимают и пространство за пределами комплекса — камеры автоматически поворачиваются и меняют угол обозрения, и всю территорию по периметру, и каждый метр в каждом лифте — наблюдение за лифтами требует особого терпения, так как там ничего не происходит. Видеоряд записывается и хранится один месяц.

— Недавно к нам обратилась мама: ребёнок потерял рюкзак, — рассказывает директор службы «Ньютон Безопасность» Андрей Попов. — Отсмотрели по камерам всю историю: когда и куда заходили, где останавливались. Выяснили, что везде ребёнок был с рюкзаком и в квартиру с ним зашёл. Значит, дома надо искать.

Звонков от жителей комплекса по самым разным поводам, по словам Андрея Попова, не так и много — три-четыре в день, и связаны они большей частью с житейскими вопросами. Ни Сергей Пахомов, ни сотрудники службы безопасности не смогли припомнить ни одного криминального происшествия. Это в общем-то легко объяснимо: и злоумышленники не так глупы, чтобы светиться перед камерами, и народ здесь живёт благочинный и законопослушный.

Вот один пример работы службы быстрого реагирования. В диспетчерский пункт поступил звонок: шумят соседи, а время позднее. Сотрудники позвонили в квартиру, где гудел праздник, и сказали: «Уважаемые, вы знаете, уже двенадцатый час. Постарайтесь потише, пожалуйста». Всё. Инцидент был исчерпан.

— «Ньютон Безопасность» и служба быстрого реагирования — это история не про криминальные ситуации, — комментирует Сергей Пахомов. — Это про сервис и добрососедство. Мы и к кадровому вопросу здесь подошли соответственно: не брали на работу людей из силовых структур, у которых при всём уважении качественно другой подход… к жизни. Статистика подтверждает, что мы всё сделали правильно: уровень преступлений в нашем микрорайоне ниже, чем в среднем по Калининскому району, к которому мы относимся, раз в десять.

Теперь в «Ньютон Безопасность» приезжают учиться коллеги из других городов России: в отдельно взятом челябинском микрорайоне выстроена такая эффективная технологическая модель контроля за безопасностью, аналогов которой пока нет в стране. Максимально корректная, умная, практически невидимая для жителей.

— Следующим шагом будет создание приложения, в которое мы включим и все сервисы безопасности в том числе, — продолжает Сергей Пахомов. — Можно будет связаться с диспетчерским пунктом, открыть домофон и так далее. Скоро реализуем на въездах систему распознавания номеров машин, чтобы ворота открывались автоматически, без пультов.

Личные кладовые

Подъезды в домах «Ньютона» очень чистые и светлые, сквозь стеклянные двери и панорамные окна льётся свет. Вот парковка для велосипедов, причём стоит двухколесный транспорт строго по местам. Вот колясочная. Вот стеллаж с книгами для буккроссинга, явно популярный среди жителей дома. Спускаемся на парковку. Здесь ничего сверхъестественного: чисто, просторно, сухо. Но тут Сергей Пахомов рассказывает историю, весьма оригинальную для современных жилых комплексов. В «Ньютоне» есть личные кладовые.

— Помните, во дворах раньше были стайки? — спрашивает Сергей Валерьевич. — И мы подумали, почему бы коммуникации на цокольном этаже не сдвинуть чуть-чуть и не освободить место для личных ячеек. Удобно? Удобно. Мы называем их «кладовые». Даже если у тебя большая квартира, всё равно есть вещи, которые там просто неудобно хранить. Раньше мы это помещали куда? Правильно, на балкон. Колёса, банки, мангалы, дачные кресла… Как раз для такого добра мы и сделали кладовые: 3-4 квадратных метра с высокими потолками, прохладная температура. Приятная опция.

В этой маленькой детали отражён один из главных трендов современного домостроения: акценты и активности смещаются за пределы квартир. Людей больше интересует пространство вне — та самая среда обитания, её наполнение, смыслы и эргономика. Просторные светлые холлы в подъездах, парковки для велосипедов и колясок, буккроссинг, кладовая, детский парк во дворе, кофейня в шаговой доступности, хоккейная коробка, приятные соседи…

— Мало кого интересуют огромные квартиры, такова тенденция последних лет, — комментирует Сергей Пахомов. — Помню, моя первая квартира в «Легионе» была площадью 160 квадратных метров. Да, лет пятнадцать назад это было круто. Сейчас бы я такую, конечно, не купил. Здесь, в «Ньютоне», самая большая площадь квартир — 120 квадратных метров. Всё больше внимания смещается в общественные пространства. Жизнь не ограничивается рамками квартиры, а выходит за границы дома и даже комплекса. Люди выбирают не квадратные метры, а концепцию жизни, философию.

Сколько стоит коммуналка?

Главный миф о жилом комплексе «Ньютон» — здесь приходится существенно дороже платить за квартиру. Просим Сергея Валерьевича прокомментировать это мнение.

— Дорогая коммуналка в «Ньютоне» — это миф, — спокойно говорит генеральный директор «Легиона». — Да, одна статья у нас чуть дороже — возможно, процентов на десять, чем в среднем по городу: 28 рублей платят жители «Ньютона» за содержание и ремонт одного квадратного метра, а в городе эта услуга стоит примерно 22 рубля за квадратный метр. Но кроме этого есть статьи за отопление, электричество и так далее, а эти категории у нас как раз дешевле, потому что в «Ньютоне» умный коммунальный сервис: погодозависимая система отопления, освещение включается по индикаторам движения, лифт класса А вырабатывает электричество, когда опускается вниз, и ещё многое другое. Могу сказать так: за квартиру равной площади житель «Ньютона» будет платить столько же, сколько любой челябинец, но при этом иметь набор функций, который не всем горожанам доступен. Мы чуть эффективнее настроили систему коммунального обслуживания.

Два садика и школа

Чтобы выйти с территории комплекса, нужно открыть забор магнитным ключом. Сергей Валерьевич пропускает нас вперёд и комментирует:

— Мне как жителю не очень нравится забор, но пока есть запрос жителей на закрытый двор. Однако компания «Легион» всё же продвигается в этом направлении: в нашем совместном проекте с компанией НИКС Evo Park мы возвели забор по периметру целого комплекса, внутри заборов нет. Здесь мы на это не решились из-за огромного количества машин и жителей: ворота просто не закрывались бы.

В двух шагах от домов открыты два детских сада — «Яблочко» и «Вишенка», рядом средняя школа. «Легион» вкладывается в социальные объекты самостоятельно, считает их строительство приоритетным, и правильно делает. Современные садики и школы в шаге от двора создают жилому комплексу безупречную репутацию среди родителей-покупателей. Садик «Яблочко» и первый на Северо-Западе Дворец пионеров были сданы в «Ньютоне» одновременно с первыми домами. На территории образовательного центра — отличный стадион, где жители «Ньютона» играют в футбол и воллейбол. И «Легион» продолжает строить по садику в год. Сейчас обсуждается проект новой школы.

— Город может строить садики и школы за свой счёт, — комментирует Сергей Пахомов. — Но тогда ты как застройщик никак не влияешь на сроки строительства. А мы заинтересованы в том, чтобы социальный объект был запущен, когда люди заехали жить. Поэтому мы строим сами, а потом продаём городу. Не каждая компания может себе такое позволить — строительство школы, к примеру, стоит один миллиард рублей. Такие вложения оправданны только в рамках больших проектов.

Ньютон Club

Как и проект «Ньютон Безопасность», Ньютон Club — абсолютно новая история для современных жилых комплексов, и её тоже с интересом изучают ведущие строительные компании из других городов России. — Ньютон Club придумал я, — рассказывает Сергей Валерьевич. — Мы, конечно, видели что-то похожее в других городах, но такого клуба, как наш, нет больше нигде. Мы исходили из того, что социальный и образовательный статус жителей примерно однородный, а людям с общими интересами нужно общение. Поэтому наша задача — объединять людей и наполнять жизнь микрорайона событиями. Мы отдали под клуб достаточно большое помещение, набрали штат (а команда у нас подобралась просто феноменальная!) и выступили в качестве провайдеров. Ньютон Club — это площадка-трансформер. Она состоит из нескольких просторных помещений (и кухни!), которые сообразно событию могут превращаться в большой зал. Здесь проводят концерты музыкальных групп, мастер-классы, уроки йоги, hand made маркеты, театральные спектакли, лекции, выставки, творческие мастерские для детей и взрослых и просто междусобойчики. Можно просто сидеть и работать в коворкинге. Оказалось, нужно создать инфраструктуру, задать настроение, найти правильных людей и дать первый толчок. — Я однажды ехал на машине, — рассказывает Сергей Пахомов, — и услышал по радио, что у нас в «Ньютоне» проводится Международный фестиваль кино под открытым небом. Да, представьте, эту новость я узнал по радио. Теперь не успеваю даже следить за тем количеством событий, которые проводят ребята. А начиналось всё с того, что мы сказали жителям: вот вам бесплатная площадка, что умеете — то и проводите. Получилась самоорганизующаяся система. И соревнования по футболу проводим, и экопроекты запустили. Теперь администраторы только успевают собирать предложения и составлять расписание мероприятий. Для владельцев клубных карт «Ньютона» (их новосёлы получают вместе с ключами) билеты на большинство мероприятий бесплатны или существенно дешевле. Но попасть на любое событие в Ньютон Club в качестве гостя или ведущего в принципе может любой челябинец. Площадка развивается в очень интенсивном творческом темпе, притягивая разумных и состоявшихся взрослых людей с самыми добрыми и созидательными целями. Сформировалось сообщество, где всем хорошо: есть возможность не только общаться, но и реализовывать свои идеи. Это социальный феномен, несомненно, удостоится внимания социологов и психологов. — Я бы сказал, что Ньютон Club — это пример активной гражданской позиции, — рассуждает Сергей Валерьевич. — Здесь люди делают нечто такое, что выходит за рамки личного, с самыми благими целями. Причём делают бескорыстно, сами, не нуждаясь ни в руководстве, ни в чьих-либо указаниях вообще.

Новая очередь домов

Прямо через дорогу от Ньютон Club, на другой стороне проспекта Героя России Родионова, строится вторая очередь домов жилого комплекса, которая завершит формирование самого крупного и привлекательного микрорайона Челябинска. В строящейся части комплекса в общее архитектурное пространство вписан лес — уже проложены аллеи для променада, причём там может гулять любой человек. Компания «Легион» осознанно и эффектно задала тренд на рынке недвижимости: строить не дома в закрытых комплексах, а формировать городское пространство. Новую городскую среду с комфортной атмосферой, алгоритмами и даже культурой. «Легион» воплощает в Челябинске такой урбанистический концепт, в котором современному горожанину интересно, понятно, спокойно и симпатично. «Ньютон» уже сейчас по плотности кофеен на душу населения — лидер в городе, и в восемь утра, к открытию, уже стягиваются очереди. Потому что здесь хочется быть.

Pin It on Pinterest

Share This