+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Новый Генплан Челябинска абсурден

СТИЛЬ ЖИЗНИ: колонка

Текст: Яков Гуревич, член рабочей группы по обсуждению Генплана Челябинска

Генеральный план развития города до 2039 года основан на том, что за эти годы население в Челябинске прирастёт почти на 120 тысяч человек. Предполагается построить в границах города ещё один Копейск.

Согласно Генплану, разработанному московским институтом «Гипрогор», Челябинск должен решить три амбициозные задачи: повысить рождаемость, снизить смертность и увеличить уровень миграции. В результате этих мероприятий население вырастет до 1 миллиона 314 тысяч человек. Авторы ссылаются на некие прогнозные данные Росстата, но даже на официальном сайте нет таких цифр даже близко, а по по расчётам комитета экономики челябинской администрации, в Челябинске и через 20 лет будет жить 1 миллион 194 тысячи человек, как сейчас. То есть город не вырастет, и это самый оптимистичный сценарий.

Разница между этим двумя цифрами колоссальная. И это разница качественная, а не количественная. Если численность населения не растёт, то Генплан ориентирован на улучшение качества жизни и создание комфортной городской среды для населения, которое есть. Замечу в скобках, что, по данным Минстроя РФ, в Челябинске городской среды не существует, областной центр — на 16-м месте по качеству городской среды даже среди городов области!

Но предложенный московскими проектировщиками Генплан должен не улучшать городскую среду, а удовлетворить потребность в жилье и инфраструктуре для дополнительных 120 тысяч человек, которые невесть откуда возьмутся. То есть он основан на заведомо ложных посылах и переделать его нельзя. Поясню на конкретных цифрах.

По данным «Гипрогора», суммарный показатель рождаемости на одну женщину в Челябинске составляет 1,97. А по данным Росстата, в ближайшие двадцать лет в стране он не поднимется выше 1,6. Это значит, что каждый год будет рождаться на 20 процентов детей меньше. Коэффициент смертности, на котором строит подсчёты «Гипрогор», — 10 человек на 1000. Это означает, по сути, что в Челябинской области средняя продолжительность жизни должна быть около 100 лет. Интересный прогноз. Авторы Генплана закладывают сценарий, при котором в каждом возрасте будет умирать в два раза меньше людей. Коллеги из Минздрава, которым я показывал эти цифры, очень заинтересовались феноменом и предложили провести у нас международную конференцию, чтобы эксперты из «Гипрогора» поделились своими технологиями снижения смертности. Даже если всю американскую медицину применить к Африке, такого результата не будет. Я могу ещё продолжать иллюстрировать абсурдность расчётов. Скажем, за счёт мигрантов смертность снижается настолько, что мигранты должны быть, вероятно, бессмертными. К тому же плодовитость мигрантской женщины должна быть в 15 раз выше, чем у местной. Это простая арифметика шестого класса.

Вот на основе этих данных «Гипрогор» предлагает развивать Челябинск в ближайшие двадцать лет. Я спрашивал авторов проекта, за счёт чего, по их мнению, произойдёт рост населения. «Мы нарисовали красивый Генплан — и люди к нам поедут» — был мне ответ.

Нарисовали и правда красиво. Приведу два примера. Вот раздел «Экономическое развитие города». За базовое предприятие выбран «Мечел». Авторы Генплана пишут, что «Мечел» сейчас выплавляет четыре миллиона тонн стали в год, а через двадцать лет должен выплавлять восемь миллионов в год. Отличный экономический прогноз: производительность предприятия вырастет в два раза. Только владелец комбината господин Зюзин об этом не знает. «Мечел» как-то не планировал увеличивать выплавку. Его задачи: увеличить добавленную стоимость, снизить издержки, разобраться с экологией. Но «Гипрогор» обязал «Мечел» увеличить выплавку в два раза.

Интересен и раздел про экологию. Через двадцать лет Челябинск становится экологически чистым городом, и выбросы снижаются со 140 тысяч тонн в год до 30 тысяч тонн. Вся металлургия становится белой. Как на ЧТПЗ. Почему на ЧТПЗ белая металлургия? Потому что завод отказался от выплавки стали. Таким образом, «Мечел» у нас тоже переходит на белую металлургию и отказывается от выплавки стали, которую только что должен был увеличить в два раза. Вы что-нибудь понимаете? Я — нет.

Зона улично-дорожной сети сейчас занимает в городе 856 гектаров, это примерно десятая часть от площади жилой застройки. Они увеличивают площадь жилой застройки на 20 процентов, а площадь дорожной сети — на 2,8 процента. Получается, что сейчас на один гектар дорог приходится десять гектаров жилой застройки, по их Генплану в новых районах на гектар дорог приходится 100 гектаров новой застройки. Это означает, что в плане не предусматривается ни дорог внутри районов, ни связующих дорог с другими районами.

Дополнительный нюанс состоит в том, что, согласно Генплану, вся застройка сосредоточится на окраине города в Ленинском районе. Зачем? Почему? Кто там захочет жить? Какой дурак купит там квартиру, если новостройки сейчас продаются с трудом даже в экологически чистых районах? Этого никто не знает. Авторы Генплана решили: пусть Ленинский район выйдет на первое место в городе по населению.

Словом, абсурдных, несуразных вещей в этом документе немало, и их нельзя подкорректировать, потому что именно на этих расчётах основан сценарий развития нашего города. Если этот Генплан утвердят на заседании городской Думы, это будет катастрофа. Генплан — единственный долгосрочный документ, имеющий силу закона. На основе Генплана принимаются все градостроительные решения, и это принципиальное отличие этого документа от прочих долгосрочных прожектов.

Всем понятно, что если у города и без того ограничены ресурсы и мы собираемся тратить их на безумные, совершенно ненужные вещи, то нам не хватит на насущное. Если планировать то, что не нужно, вы никогда не сделаете то, что нужно. Администрация должна будет закладывать в бюджет расходы на новые школы, дороги, дополнительный транспорт и так далее. Только на закупки подвижного состава общественного транспорта за этот период должно быть потрачено более 50 млрд рублей, при том что собственные доходы городского бюджета составляют 11 млрд рублей в год.

Если мы строим новый Копейск, то на строительство нового города нам надо 500 млрд рублей. Двадцать городских бюджетов полностью. Авторы Генплана не обременяли себя этими подсчётами.

Челябинск исторически — особенный город. У нас так сложилось: Генплан — отдельно, стройка — отдельно. Не исключено, что и этот Генплан просто никто не будет учитывать. Но! Двадцать лет назад Челябинск и Екатеринбург по уровню развития городской среды были одинаковы. Сейчас города отличаются, как столица от провинции. Поэтому в Екатеринбурге в 2018 году прирост населения на 14 тысяч, а в Челябинске — уменьшение на 2. Потому что там работают по Генплану, а здесь — без. По моему мнению, это ключевая причина.

Когда город развивается в соответствии с Генпланом, есть чёткое понимание приоритетов для города и его жителей. Если расписана застройка поквартально, выполнено зонирование в интересах города и на определённом пустыре запланирован жилой комплекс, а не развлекательный центр и не парковка, значит, так тому и быть. В Челябинске Генплан никто не корректировал и особо даже не учитывал, поэтому город развивался и развивается хаотично и беспорядочно.

Если город развивается в соответствии с Генпланом, то уменьшается и площадка для коррупции. Каждый новый проект можно просчитать и обосновать. Но тот Генплан, который городу предлагается утвердить, будет катастрофой для города. Лучше его просто проигнорировать, как это раньше и делалось. Но тогда непонятно, за что платит бюджет?

Pin It on Pinterest

Share This