+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Елена Макаренко

Первая среди равных

БИЗНЕС: портрет

Текст: Лана Литвер
Фото: Дмитрий Болотин, группа компаний «ИНФОРМА»

Современные проектировщики умеют рисовать дома объёмно, детально и точно. Они создают цифрового двойника будущего объекта. Несуществующий завод воплощается в 3D-измерении, прошитый коммуникациями и технологическими линиями. BIM-проектирование – технология будущего, которая в будничном порядке практикуется за рубежом и в столицах – заходит и на челябинский рынок. Институт «ИНФОРМА» был одной из первых компаний в Челябинске, начавшей осваивать BIM-технологии. Вопреки скептическим прогнозам и инерции рынка, за последние пять лет «ИНФОРМА» стала законодателем мод и лидером в области BIM-моделирования.

-У нас практически не осталось проектов, которые мы делаем по старинке, в AutoCAD. Если полгода назад доля таких проектов составляла пятьдесят процентов, то сегодня мы заканчиваем эти объекты, а новые начинаем проектировать только в BIM! — говорит Елена Макаренко. — Эти смыслы заложены и в названии нашей компании: «ИНФОРМА» — это Институт информационного моделирования и архитектуры. Мы одними из первых на рынке начали развивать BIM-направление. Очень скоро, меньше чем через десять пять лет, я уверена, все проекты будут выполняться только в BIM. И то, чему мы научились за последние пять лет, — лишь малая часть от возможностей этой технологии.

-BIM-проектирование объектов на челябинском рынке пока услуга эксклюзивная?
-Да, эксклюзивная. Я помню, наша компания делала первые промышленные объекты для РМК и работала с иностранными компаниями-поставщиками технологий и оборудования, я видела, что для наших зарубежных коллег уже тогда, больше пяти лет назад, проектирование в 3D-моделях было таким же естественным, как для наc — проектирование в двухмерной программе AutoCAD. Но если лет пять назад большинству конструкторов надо было пояснять, как переводится BIM, и я сама ещё довольно скептически относилась к новой технологии, то сейчас от моего скептицизма следа не осталось! Я точно знаю, что за BIM-проектированием — будущее.

-Можно сравнить, насколько промышленное проектирование сложнее гражданского?
-На порядок сложнее. Это ни для кого не секрет. И риски другие, и квалификация специалистов другая. Каждый промышленный объект индивидуален, приходится решать много технически сложных задач, особенно если ты работаешь в рамках действующего производства.

-Как вы пришли к решению, что нужно переходить на BIM-моделирование?
-Наш институт разрабатывает проекты сложных промышленных объектов, оснащённых современными технологиями. Мы должны развязать множество технических узлов, найти инженерные решения, чтобы оптимально проложить технологические линии и коммуникации. Я отлично понимаю, что любая ошибка в этой части проекта могла обернуться (и не буду скрывать, порою оборачивалась) серьёзными финансовыми издержками на строительной площадке. Одно дело — нарисовать конструкцию и потом подправить в компьютере, и совсем другое — когда эта конструкция уже отливается из стали и бетона с заданными параметрами. Неверный расчёт, не учтённые в проекте факторы, не те параметры — всё это грозит немалыми издержками.

-Это ваши финансовые риски?
-Да, это риски нашей компании. И я как руководитель это, разумеется, осознавала. Мы должны были выработать стратегию, которая свела бы к минимуму человеческий фактор и возможность ошибок в проекте. И так как «ИНФОРМА» — институт комплексного промышленного проектирования, и так как мы берёмся за очень сложные технические объекты, с высоким уровнем риска, с большим количеством сетей, технологических цепочек, коммуникаций, трубопроводов и так далее, то осваивать BIM-технологии в области промышленного проектирования не просто наша первейшая задача, это неизбежность. Так мы пришли к BIM-проектированию.

-Елена, если BIM-программы решают столько принципиальных проблем, почему проектные институты в едином порыве не переходят на BIM?
-Не всё так просто. Во‑первых, это требует колоссальных финансовых вложений: в компьютерные программы, в машины высокой мощности, в обучение и переобучение сотрудников, в лицензии и так далее. Во‑вторых, требуется системная перестройка работы всех подразделений института. Это не только технологическая, но и психологическая перезагрузка, и надо понимать, что она тоже весьма и весьма затратна и не происходит в один миг. В‑третьих, вкладывая деньги, ты должен понимать, что рынок ещё только-только приближается к теме, заказчики смотрят на эти BIM-модели с опасливым недоверием. Им требуется время, чтобы принять эту новую технологию. Пять лет назад рынок был точно не готов к BIM-проектам.

-Вам приходилось себя перестраивать, чтобы научиться проектировать в BIM?
-Я люблю всё новое, меня этим не испугаешь. Мне нравится креатив, мне нравится всё, что позволяет облегчить наш труд. За пять лет мы здорово продвинулись в этом направлении. BIM-моделирование — ключевое преимущество нашей компании.

BIM-проектирование
Это сбор и обработка данных об архитектурно–планировочных, конструктивных, экономических, технологических, эксплуатационных характеристиках объекта в едином информационном поле (ВIM–модели). Технологии BIM базируются на виртуальной параметрической трёхмерной модели, обладающей реальными физическими свойствами. Но это не все ресурсы технологии информационного моделирования. К ней присоединяются добавочные измерения: время, планы, стоимость. Они позволяют рассчитать и определить параметры процессов строительства ещё до начала строительных работ. Управление данными в цифровой модели поможет сократить сроки реализации проекта, упростит эксплуатацию возведённого объекта и продлит срок его службы.

-Расскажите, пожалуйста, о логистическом комплексе компании «Увелка», который вы проектировали.
-Это комплекс, у которого нет аналогов в России. Производственно-логистический комплекс ООО «Ресурс» (ТМ «Увелка») стал для нашей компании по-настоящему пилотным проектом, который мы выполняли в BIM-модели. Перед нами стояла задача сделать проект сложного промышленного объекта, который включает множество инженерных систем и строительных конструкций, и при этом исключить малейшие коллизии и технологические неувязки. Задача ответственная и сложная. Только работа в системе BIM позволила нам её реализовать. А кроме того, BIM-проектирование даёт возможность работать совместно с иностранными партнёрами в режиме онлайн, оперативно выявляя узкие места. Решение технических вопросов становится проще и быстрее.

-Этот объект ещё не сдан?
-Сейчас идёт строительство. Мои коллеги хорошо знают, как часто в ходе строительства возникают изменения в размещении технологического оборудования и инженерных систем. BIM-технология даёт возможность производить быструю оценку последствий тех или иных изменений и оперативно корректировать модель.

-Легко работать в BIM?
-Одновременно и сложно, и легко. Но, в конечном счёте, могу сказать, что это облегчение работы и для проектировщиков, и для руководителей проекта. Мы можем автоматически получать любые чертежи и разрезы. Несомненно, идёт ускорение процесса проектирования. Про компанию «ИНФОРМА» и так ходят слухи, что мы работаем на высокой скорости, и за это нас любят заказчики и не очень жалуют коллеги, с которых мы требуем оперативности. BIM-технология придаёт нам дополнительное ускорение. Кроме скорости, высокая точность информационной модели позволяет мне как руководителю быстро производить оценку проекта и принимать верное решение.

-Для заказчиков BIM-технология, наверное, похожа на игрушку. Они полагают, что проектировщику теперь совсем не надо работать и можно сделать проект за два дня, раз компьютер всё рассчитывает и чертит сам.
-Нет, это большая ошибка — считать, что BIM-проект за тебя сделает машина. Без человека, без инженерного мозга никакая программа ничего не рассчитает. Никто не отменял работу высококвалифицированных специалистов, расчётчиков, конструкторов, технологов… BIM-технологии без знаний и квалификации не имеют смысла. Это отнюдь не искусственный интеллект, который делает всё без вас и за вас. Это не более чем инструмент. Любой проект должен сначала сложиться в голове у инженера. Должна заметить, что молодые специалисты, которые сразу начали учиться проектировать в трёхмерных программах, не могут работать в AutoCAD. Для них это как… чертить карандашом на кульмане.

Производственно-логистический комплекс ООО «Ресурс» (ТМ «Увелка»)
включает в себя площадки по фасовке и глубокой переработке сельскохозяйственных культур, элеватор для подработки, сушки и хранения зерна, а также распределительный автоматизированный центр площадью более 10,7 тысячи м2 для хранения и отгрузки готовой продукции. Автоматизированный центр является уникальным сооружением в области логистики на территории РФ, высота складирования достигает 28 метров. Аналогов этому комплексу в России действительно нет. Все производственные процессы комплекса будут максимально автоматизированными. «ИНФОРМА» выражает благодарность Владимиру Петровичу Зяблину и его команде за оказанное доверие, совместную плодотворную работу и возможность принять участие в реализации столь важного объекта для ООО «Ресурс» (ТМ «Увелка») и области.

-А в чём преимущества BIM-проекта для заказчика?
-Для заказчика, между прочим, преимуществ существенно больше, чем для проектировщика. Заказчик может теперь не только вносить любые изменения в проект и отслеживать все затраты на этапе строительства, но и наблюдать, как объект ведёт себя в процессе эксплуатации. В любой момент у него есть доступ к модели: он видит, на каком этапе находится работа над проектом, все технические параметры, то есть у него имеется полный контроль в режиме онлайн. До появления BIM-технологий ни у кого, конечно, не было такой возможности. Инвестора интересует прозрачность объёмов строительства, автоматическое получение информации о смете работ. В результате мы выдаём заказчику эксплуатационную модель — цифровую копию объекта, чтобы можно было наблюдать и контролировать его уже по завершении строительства. Это очень круто. Это неоценимое преимущество BIM-проектирования.

-Кто принимает решение, в каком варианте вы делаете проект — в двухмерном варианте или в BIM? Вы или заказчик?
-Мы. Сейчас институт «ИНФОРМА» полностью переходит на BIM-проектирование. Мы работаем только так, других вариантов нет. Рынок диктует этот переход. Мы год назад открыли офис в Екатеринбурге, успешно там работаем и все контракты заключаем только в BIM. Это как раз тот случай, когда требования заказчика совпадают с возможностями проектировщика к обоюдному удовлетворению сторон. Рынок, пусть не так быстро, как нам бы хотелось, но разворачивается. Кроме того, вышел указ президента о том, что до конца 2020 года все бюджетные объекты должны проектироваться в цифровых моделях. В вузах наконец-то вводят специальности BIM-менеджеров, BIM-координаторов. У коммерческого заказчика требования меняются: мы видим заинтересованность в том, чтобы и стройка велась с использованием цифровой модели, и по окончании строительства оставалась эксплуатационная модель.

-BIM-проект обходится заказчику дороже?
-Да. Недавно мы приняли участие в Екатеринбурге в Международном форуме высотного и уникального строительства Forum 100+ Russia, где были экспонентами и участниками деловой программы. Международный форум дал нам неожиданно приятный feedback. Группу компаний «ИНФОРМА» оценили именно благодаря опыту работы в BIM. Если говорить прямо, то ситуация такова: для Екатеринбурга и других крупных городов проектная компания из Челябинска — неизвестная провинциальная компания, и нам непросто завоевать доверие на рынке. Поэтому наглядная демонстрация наших возможностей на международном форуме дала заказчикам объёмное представление об уровне сложности наших проектов в BIM — наши объекты осматривали в 3D-очках, потому что BIM-технологии позволяют создавать дополненную реальность. Нами заинтересовались как серьёзным проектным институтом. Кроме того, цены у нас в три раза ниже, чем у местных игроков. Навыки работы в BIM и цены — наши главные конкурентные преимущества. Сегодня мы ведём переговоры с серьёзными девелоперам из Екатеринбурга по проектированию жилья бизнес-класса, заключили контракт на выполнение проекта крупного логистического комплекса.

ИНФОРМА
является ведущим проектным институтом в Челябинске в части комплексного и генерального проектирования объектов различной степени сложности, в том числе с применением BIM-технологий. Сильной стороной института является проектирование высотных зданий и промышленных техническисложных объектов: авторским коллективом выполнен проект уникального здания бизнес-холла «Бовид» (более 100 метров в высоту), а также самого высокого жилого комплекса бизнес-класса в Челябинске «Король-Плаза» (25 этажей), Томинский ГОК и объекты Михеевского ГОКа для РМК.

-А в Челябинске что проектируете сейчас?
-Мы много лет успешно и плодотворно сотрудничаем с Борисом Видгофом и компанией «Бовид». В нашей совместной истории несколько крупных реализованных проектов, в том числе уникальный бизнес-холл «Бовид». Сейчас в очень сжатые сроки мы делаем проект тренировочной арены «Трактор».

-Как вы решаете кадровый вопрос?
-Помимо того что мы системно и планомерно обучаем недавних выпускников и сформировали собственную группу BIM-проектировщиков, я нашла ещё одно отличное решение кадрового вопроса. BIM-технология позволяет нам работать с единым центральным файлом, развивать систему удалённого и распределённого проектирования. По этой системе давно работают крутые московские и зарубежные компании. Так, используя облачный сервис и работая в едином центральном файле, специалисты из Екатеринбурга, Челябинска, впрочем, из любого города мира, могут проектировать вместе. Так мы решили проблему кадрового голода в Челябинске. Мы наконец можем не искать специалистов на местном рынке труда, тем более учитывая специфику нашего региона, где и так утечка бешеная, не только в нашей отрасли. Но мы всё равно принимаем новых сотрудников, которые умеют проектировать в BIM, и очень рады талантливой молодёжи.

-У вас введена система электронного документооборота?
-Конечно, и это существенно облегчает работу! Неважно, где нахожусь я, а где главный инженер, а где руководитель проекта, — мы взаимодействуем через электронную систему. Для меня как для руководителя неважно, где человек находится. Я никого не заставляю сидеть в офисе. Важно, чтобы вовремя и качественно была сделана работа. Люди же по-разному устроены. Кому-то необходимо работать среди людей, а кому-то необходимы тишина и уединение. Так мы выходим на качественно новый кадровый уровень — это ещё одно из важнейших стратегических изменений в компании «ИНФОРМА».

-Какое событие уходящего года вы считаете самым значимым для компании?
-Я думаю, самое значительное для нас событие — открытие представительства в Екатеринбурге. Это важный этап развития компании, выход на новый уровень, на новых заказчиков и партнёров. В Екатеринбурге мы уже ведём пять крупных проектов. Завершая год, который в целом я считаю удачным, хочу поздравить своих сотрудников, поблагодарить за честную работу, пожелать благополучия, терпения и новых достижений. Благодарю за доверие и открытые отношения наших партнёров, хочу пожелать им и их семьям здоровья, процветания, удачи в новом году!

Pin It on Pinterest

Share This