+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Начиная с  1994 года, в нашей области проводится фестиваль народного танца на приз династии хореографов, Натальи Николаевны Карташовой и Татьяны Николаевны Реус. 1-2 мая 2008 года состоится заключительный этап Восьмого всероссийского фестиваля на приз династии уральских хореографов. На нем будет присутствовать жюри международного уровня, в конкурсной программе примут участие танцевальные коллективы со всех уголков страны.  Специальный Приз фестиваля, приз семьи Карташовых–Реус, – статуэтка танцующей девушки в русском кокошнике, работа знаменитого  уральского скульптора Виктора Митрошина. 

 «Она, словно ангел-хранитель,  сопровождает меня по жизни…», «Мысленно советуюсь с ней…», «Моя духовная опора – то, чему она  научила…». 

Знакомо ли вам ощущение, что близкий человек словно бы направляет вас по жизни? Когда я начала собирать материал о Татьяне Реус, слышать такое приходилось часто, и от самых разных знакомых с нею  людей. 

Это особая духовная связь. Ведь для многих из них Татьяна Реус не только учитель танцев, но и Учитель жизни…

Энергетика этого человека настолько сильна, что передается даже людям, никогда ее не знавшим. Возникает своеобразный мистический эффект «присутствия» мастера. 

О Татьяне Реус – хореографе и  человеке –  нам рассказывают её ученики, друзья, коллеги, родные…

Семья их была необыкновенной 

Марина Юрьевна Склярова, ученица Т. Н. Реус, участник ансамбля танца «Уральский сувенир», педагог, балетмейстер театра танца «Фантазия»,  художественный руководитель ансамбля танца «Варенька», главный хореограф областного Центра народного творчества 

Татьяна Николаевна – потомственный хореограф.  Её мама Наталья Николаевна Карташова – основатель династии хореографов,  заслуженный деятель искусств, обладатель ордена Трудового Красного Знамени, почетный гражданин города Челябинска. Постановки Натальи Карташовой гремели на весь Советский Союз. Её коллектив еще во время Великой Отечественной участвовал в съемках фильма «Здравствуй, Москва» режиссера Сергея Юткевича. 

Отец – Рафаил Фадеевич Шнейвайс (литературный псевдоним – Николай Карташов),  был сначала инженером-металлургом в строящемся Магнитогорске, во время Великой Отечественной – комиссаром  бронепоезда, комбатом  самоходного артполка, затем, уже в мирной жизни, главным редактором «Челябинского Рабочего». Он заслуженный работник культуры Российской Федерации, автор восьми книг, изданных в Москве и Челябинске. Сценарии к постановкам номеров Натальи Николаевны писал Николай Фадеевич. 

Татьяна Николаевна получила профессию журналиста в Свердловском УрГУ, а затем пошла по стопам матери, став хореографом. Сценарии к своим постановкам она всегда писала сама. В 30 лет она поступила в институт культуры (сегодня ЧГАКИ). В те годы второе высшее образование еще не было столь популярно, и её поступок многим казался странным. Татьяна Николаевна стремилась быть профессионалом во всем, и в этом тоже проявлялся ее характер. 

А  «Цыганочку» сможете?

В жизни двух великих хореографов – матери и дочери – некоторые ситуации повторялись с точностью до деталей. Добровольцев для своего коллектива Наталья Николаевна   «вербовала» в ремесленных училищах, «беря «на слабо», соревнуясь в исполнении цыганочки и чечетки с перекидами.  Еще шла война… Какие уж тут танцы? 13-14-летние  подростки заменяли в цехах отцов, ушедших на фронт.  Время показало, насколько  занятия хореографией были важны для них. «По виду вы еще ребята // я бы назвал вас – ремеслята, но пляшете вы все, как мастера!» –  строки благодарности, написанные одним из раненых после выступления ремеслят в госпитале. Позже этот коллектив из Магнитогорска добился  всенародного признания.

Спустя годы Татьяна Николаевна также приходила в ГПТУ и набирала  в коллектив   вчерашних  отпетых хулиганов, на которых школа и родители уже махнули рукой. 

Сергей Александрович Манжосов, ученик Т. Н. Реус, солист ансамбля танца «Уральский сувенир», артист государственного ансамбля танца «Урал», 1980–2000 гг.

Именно благодаря Татьяне Николаевне я посвятил жизнь хореографии. Мы учились в ГПТУ и собирались работать на Металлургическом комбинате. Когда Татьяна Николаевна впервые пришла, чтобы пригласить нас в коллектив, мы поначалу не восприняли ее всерьез. Мне тогда было 16. Лишь на следующий год, послушав рассказы друга, я все же решил попробовать…  и ни разу не пожалел об этом! Благодаря тому её визиту жизнь многих из нас пошла совершенно по другому руслу! Для скольких она открыла новую жизнь, жизнь в танце. Спасла от «кривой дорожки», от скамьи подсудимых… 

Благодаря ей для меня, а также для Геннадия Воронкова, Натальи Мельниковой, Александра Борискина, Сергея Питиримова хореография стала профессией.  Сам я более 20 лет проработал в профессиональном коллективе государственного ансамбля танца «Урал». Хореографами, руководителями танцевальных коллективов стали многие мои друзья. 

Марина Склярова

Однажды на ЧТЗ приехала делегация французских коммунистов. Им показывали выступление танцевального коллектива «Самоцветы», руководителем которого была Наталья Николаевна Карташова. И вдруг один из делегатов заподозрил неладное: лицо девушки в ансамбле показалось ему знакомым… Он возмутился: «Кого вы нам тут показываете? Это не рабочие, это профессиональные артисты!» К нему подвели «знакомую» девушку, руки её были в мозолях… Оказывается, именно её он сегодня утром видел в цехе.

Тридцать лет спустя, на Всесоюзном конкурсе  народного танца в Тбилиси, коллектив Татьяны Реус завоевал гран-при. И в ходе обсуждения результатов конкурса в жюри появились сомневающиеся: дескать, не может самодеятельный коллектив танцевать на таком (!) уровне. Это «подстава…» Но дело в том, что и сама Татьяна Николаевна никогда  не считала, что то, чем она занимается, – самодеятельность…

Танец как открытая книга

Александр Алексеевич Мордасов, режиссер зав. кафедрой РТПП ЧГАКИ, доцент

На её репетициях я впервые услышал классическую фразу многих настоящих хореографов «танцевать надо головой!» Для нас, ребят, выходящих на сцену с коллективом одного из самых интеллектуальных театров («Манекен»), это было понятно и приятно. От нас не требовали механического  исполнения движений, нас просили «танцевать смысл». 

Марина Склярова 

Приверженность династии – сюжетный танец,  танец-рассказ, который можно читать, как книгу. Мы чувствовали себя не только танцорами, но и  актерами. У каждого была роль, которую нужно было исполнить с мыслью о любви. О любви к природе, к Родине,  друг к другу… 

Ольга Ильинична Палей, ученица Т. Н. Реус, участник ансамбля танца «Радуга», 1980-1985 гг.  

Татьяна Николаевна скептически относилась к традиционному безликому хороводу, в котором лица танцоров украшают приклеенные «лягушачьи» улыбки. Искренность в творчестве – основная ценность. Для Реус эта истина всегда была очевидна. Она требовала предельной искренности от своих учеников, ведь зритель всегда чувствует фальшь. 

Многие ее постановки были основаны на литературных сюжетах. Я не слышала раньше, чтобы кто-то из хореографов (кроме знаменитого Игоря Моисеева) ставил хореографические номера по «Сказкам об Италии» Горького. «Данко», «Легенда о Марко», «Нунча»… Хореографические номера по «Сказкам» Татьяна Николаевна поставила еще в ДК ЧМЗ с коллективом «Уральский сувенир». Ранний романтизм Горького был так созвучен  её душе.  

Варвара Склярова, ученица Т. Н. Реус, участник театра танца «Фантазия», ансамбля танца «Варенька», студентка

Ее стиль работы  впоследствии называли «драм-балет»…

Марина Склярова

Хореографическая композиция «Крутим Землю ногами» на песню Высоцкого была, словно выстрел в хореографии! До этого еще никто не ставил хореографических номеров на  подобную, на первый взгляд, совсем не танцевальную музыку. Этот и другие номера, посвященные Великой Отечественной («Журавли», «Встреча победителей», «Солдатская пляска», «Прерванная весна»), вызывали слезы на глазах зрителей. Особенно трепетно было исполнять эти постановки для ветеранов. 

Марина Склярова

Мы всегда с волнением ждали обсуждения номеров после отчетных концертов. Что она сегодня скажет о тебе?.. Слушали внимательно… Её мнение значило очень много…

Она учила мальчишек обращаться с девушками в танце:

– Нет, не так! Смотрите друг другу в глаза! Только так можно почувствовать партнера, только так высекается искра, только так возможно добиться сопереживания зрителя! 

Эта культура отношений затем транслировалась в каждодневную жизнь.

Александр Мордасов

Татьяна Николаевна очень любила работать с мужским составом. Она ругала, шутила, подбадривала, высмеивала, хвалила, позорила. Все делалось для того, чтобы добиться необходимого результата. Из парней её энергия и натиск делали сильных, обаятельных настоящих мужиков! 

Ольга Палей

Конечно, делом своим она служила идеям государства. Но служила искренне, не шаблонно. У нее на всё был свой  взгляд.  В своих постановках  идеологию она заменяла любовью.  

Учитель жизни 

Марина Склярова

Она была не просто хореографом, но Учителем жизни. Татьяна Николаевна полностью разделяла наши жизненные интересы, но панибратства не было и в помине! Она любила говорить: демократия демократией, но в коллективе должна быть диктатура.

Хореография  – искусство, где требуется жестокое усилие над собой: устал, а танцевать надо, сил нет, а ты артист, значит, должен улыбаться и  танцевать. Это вырабатывает характер. 

Будучи дочерью военного и женой военного, она и сама была человеком воинской закалки. В ней чувствовалась особая  выправка, внутренняя дисциплина, которую она стремилась привить своим ученикам.  

Ольга Палей  

Основная жизненная установка, которую она стремилась внушить всем нам: если взялся  что-то делать – делай на полную катушку, на все 100 процентов! Лучше никак, чем «в полноги». И это правило касалось не только танцев, оно распространялось на всё в жизни. Только так, не жалея себя,  можно достигнуть успеха. 

Сейчас, уже годы спустя, я понимаю, что многие черты характера, жизненные убеждения были когда-то заложены именно ею… Я стала такой, какая есть, во многом благодаря Татьяне Николаевне. Когда человеку есть что сказать миру, каждое его движение, каждое слово – ценность! Реус было, что сказать… 

Сергей Манжосов

Для нас  «Уральский сувенир» был настоящей школой жизни.  Татьяна Николаевна сумела дать нам всем мощный творческий запал, помогла внутренне раскрепоститься, понять и почувствовать себя. В коллективах, которыми руководила Татьяна Николаевна, со временем всегда образовывались семейные пары, а дружеские отношения, которые завязывались во время репетиций и концертов, длились многие десятилетия.  

Ирина Букина, ученица Т. Н. Реус, участник  театра  танца «Фантазия», ансамбля танца «Варенька», студентка

Татьяна Николаевна для меня – самый светлый образ детства.  Самое главное, что она сделала для нас – научила дружить. За это я ей очень благодарна. 

Александр Мордасов 

Думаю, что моя биография как режиссера сложилась не без влияния Татьяны Николаевны Реус периода постановки «Петербургских повестей» в театре «Манекен». Размах, выразительность творческих решений, напористость и энергия –  вот те качества, которые увидел я в этой элегантной женщине, и постарался воспитать в себе. 

Магия личности 

Ольга Палей

Сила её характера, обаяние личности были невероятны, превышали возможности простого человека. Она вовлекала в свою орбиту огромное количество людей. Для нее это была не безликая масса, человеческий материал. Нет! Ей удавалось разглядеть каждого. 

В Екатеринбурге  в её коллективе было более 120 человек! Управлять такой массой людей – это настоящее магическое действо. Благодаря ей  эта «масса» становилась единым организмом. 

Магией танца Татьяна Николаевна владела в совершенстве. 

Александр  Мордасов 

Ей приходилось (далеко не всегда по своей воле, Челябинск, к сожалению,  не очень-то ценит талантливых людей) оставлять ставшие такими родными коллективы, менять место жительства, и на пустом месте вновь начинать всё с нуля. Кемерово (там она прожила более двух лет, была директором филармонии), Екатеринбург, затем вновь Челябинск. И везде она, следуя поговорке «дом там, где тебя любят», вновь и вновь начинала с нуля, создавала блестящие коллективы, ставила новые номера, воспитывала новые поколения танцоров. Жизнь вокруг нее всегда кипела ключом, это был настоящий водоворот. 

Марина Склярова

Для меня и многих моих друзей Татьяна Николаевна была второй мамой. 

Людмила Васильевна Тюменцева, коллега Т. Н. Реус, преподаватель колледжа  культуры, зав. кафедрой народного творчества

Татьяна Николаевна никогда не опускалась до интриг, мелочных ссор. Она была «над» всем этим. Для своих учеников и для нас, коллег, она была образцом порядочности: исполнить задуманное для нее было делом чести. 

Удивительно, как она могла помнить о всех своих учениках… Она была в ответе за всех, кого  «приручила».  У нее для всех находилось время и участие. 

Инесса Генриховна Любовицкая, сестра, музыкальный работник, начальник отдела по просветительской работе Челябинской филармонии 

Татьяна – моя кузина. С моей родной сестрой Аллой Ланганс они были ровесницами и близкими подругами. Я танцевала в её коллективе.  Защищала диплом по «Уральскому сувениру». Вся моя жизнь неразрывно связана с Таней и её семьей. Всё вместе – и радость, и печаль… Огромное влияние она оказала на мою дочь Юлию. Когда мы вернулись из Израиля назад в Россию, Юле было трудно адаптироваться к здешним условиям жизни, войти в ритм учебы. Татьяна сразу же взяла над ней шефство  и помогала во всем. Юля танцевала в театре танца «Фантазия»  в 102 школе. Я считаю, что моя дочь реализовалась в жизни и в творчестве во многом благодаря Татьяне.  Таня смогла убедить всех нас в том, что талант важнее сиюминутных выгод.  Она помогла Юле выбрать профессию по душе, а значит, и жизненный путь. Сейчас дочь заканчивает Архитектурную академию в Екатеринбурге. Для меня Татьяна всю  жизнь была образцом и примером во всем, эталоном мужества, стойкости, справедливости, чести.  

Любовь к жизни

Марина Склярова 

Это женщина сильная, красивая, громкая, танцующая… Она с первого взгляда притягивала к себе внимание и буквально завораживала…  

Каждый сезон заканчивался отчетным концертом, который был для нас знаковым событием. На каждый отчетный концерт, на экзамен в колледже культуры она  шила новое платье. У нас была примета: если до отчетного концерта мы увидим платье в гримерке, значит, всё пройдет удачно. У нее всегда были оригинальные прически, украшения, наряды. Она была яркой во всем.  

Мы возвращались из гастролей по Германии. В поезде мне исполнялось 18. Татьяна Николаевна со словами: «Маринка, как же я тебя люблю!» подарила мне первые в моей жизни французские духи. Она была так органична в своей женственности и стремилась привить нам хороший вкус.

Ольга Палей

Я шла увидеться с ней, уже зная о ее серьезной болезни … Внутренне сжималась, что увижу не ту Татьяну Николаевну, что знала всю жизнь. Она всегда была звездой: красивая, умная, ироничная, увлеченная. Мне было бы страшно увидеть ее изменившейся… И что же?  

– Оля, я читала Коэльо… Это как-то слишком уж простовато, слишком на поверхности… 

… А питерский балет Эйхмана – вот это блистательно!   

Никаких жалоб. Огонь в глазах. По-прежнему – на пике жизни, в курсе всех театральных, музыкальных, литературных  новостей, в самой гуще культурных событий. 

Ольга Петровна Иванова,  директор театра танца «Фантазия», начальник отдела маркетинга ЧГИ  

Татьяна Николаевна – человек необыкновенно высокой культуры. Она очень много читала и постоянно делилась информацией о прочитанном, – так в обсуждении рождались темы новых постановок. Она с удовольствием ходила на симфонические концерты, на балетные  и драматические спектакли, не пропускала ни одного выступления приезжавших на гастроли московских и питерских артистов. В период жизни в Москве Татьяна Николаевна бывала на всех новых постановках  и потом с удовольствием рассказывала  о них нам. 

Инесса Генриховна Любовицкая

 Татьяна покупала для всей семьи билеты на концерты, на премьеры. Отговорки о том, что не можешь пойти, не принимались. Потом шло живое обсуждение увиденного. 

Марина Склярова

Гостеприимный дом Карташовых всегда был полон: родственники, друзья, ученики талантливой семьи. Татьяна Николаевна – потрясающая кулинарка! После отчетных концертов она приглашала нас к себе обсудить итоги года, планы на будущее, отдохнуть душой. В их доме по такому случаю обязательно накрывался стол. Как-то раз, попробовав вкуснейший хворост, мы наперебой стали нахваливать Наталью Николаевну, её маму. Татьяна Николаевна, шутливо вздохнув, заметила: «Нет, мои дети не хотят верить в мои кулинарные способности!» От  бабушки в семье осталась удивительная тетрадь со старинными рецептами: «муки на полскорлупки, соли на кончике ножа и т. д.». Был у них и рецепт фирменной настойки «Карташовка». 

– Понемножку нам сегодня можно! – с улыбкой говорила Татьяна Николаевна, доставая в честь посиделок фирменную бутылочку.

Готовить для неё было то же самое, что творить. «Это тоже искусство!» – говорила она нам.  

Людмила Васильевна Тюменцева 

А какие удивительные пироги пекла она: яблочный с корицей, капустный! А чего стоит знаменитая фаршированная рыба… Пирогами она угощала друзей и коллег. На всех хватало её широкой хлебосольной души. 

Летят журавли

«Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...»

Легенда о душах ушедших, превращающихся в прекрасных птиц, не раз находила отклик в людских сердцах. Она лежит в основе знаменитой песни, покорившего многие поколения фильма… Не могла остаться равнодушной к ней и Татьяна Николаевна.  Она поставила танец о девушках – невестах, не дождавшихся с войны своих любимых. 

Варвара Склярова

15 июля – в день, когда не стало  Татьяны Николаевны, я находилась в лагере на озере Малый Сунукуль. Потрясенная вестью, вышла на берег озера, хотелось побыть наедине с собой. Не могла поверить в случившееся…  И тут в чистом небе увидела клин журавлей. Такое на Урале вживую я видела впервые! Словно бы Татьяна Николаевна посылает мне знак… Ведь я сама танцевала девушку-журавля в этой постановке.

Ольга Иванова

День рождения Татьяны Николаевны летом, 3 августа. Но она всегда праздновала его 25 января, в Татьянин день, чтобы собрать как можно больше друзей. В 2005 году в Татьянин день мы провели фестиваль её памяти. Её  ученица и последователь Марина Склярова поставила для коллективов области самые популярные номера Татьяны Николаевны. Всех не покидало ощущение, что Татьяна Николаевна здесь, с нами. Это был не вечер памяти, это был праздник жизни!

Марина Склярова

Часто ловлю себя на том, что в трудной жизненной ситуации мысленно обращаюсь к Татьяне Николаевне за советом, думаю, как бы  в этом случае поступила она. И помогает! Мой учитель по-прежнему ведет меня по жизни, по-прежнему незримо рядом. 

О Татьяне Николаевне можно говорить бесконечно.  Этот человек – воплощение самой сути жизни. Она  больше чем просто хореограф и педагог. Ее уникальный творческий педагогический дар наполнил смыслом жизни тех, кто соприкоснулся с ней, он продолжается и живет в ее учениках. Предстоящий фестиваль народного танца в очередной раз станет фейерверком мастерства, новых идей и блестящих постановок, – это фестиваль, который появился, существует и продолжает жить благодаря Татьяне Николаевне и поколениям воспитанных ею хореографов, талантливых танцоров, настоящих людей. 

Pin It on Pinterest

Share This