+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Есть вещи, которые всегда рядом, но о которых забываешь в повседневной сутолоке. Может быть, только в приближении великих церковных праздников вспоминаешь о них… А жаль, что так редко.
Настоятель Свято-Симеоновского  афедрального Собора, протоиерей Борис  ривоногов о привычке плыть по течению и подвиге идти против течения, о медицине, врачующей тело, и об Откровении, исцеляющем душу, о праздниках, которые отмечают перед телевизором, и о торжествах, которые празднуют перед алтарём.

— Отец Борис, как известно, у каждого своя дорога к храму, иногда долгая и нелёгкая.  акой она была у вас, и какие на пути случались трудности?
— Дорога действительно у каждого неповторима, но, что касается моей, Господь благоизволил сократить её до минимума. Дело в том, что я родился в семье священника. Мой отец — настоятель Свято-Троицкого храма города Златоуста. Сами понимаете, атмосфера в семье не могла не быть Церковной, и понятие о Боге в моём сознании с самого начала было таким же близким и родным, как и понятие о родителях. Что касается выбора призвания, то он был, безусловно, осознанным. Мудрость отца не позволяла ему настаивать, чтобы я обязательно стал священнослужителем, он уважал личное мнение, хотя говорил, что будет рад, если я пойду по его стопам.

В этом плане воздействие семьи было очень благотворным, поэтому после службы в армии, посоветовавшись с одним из духовных отцов Псково-Печёрского монастыря, я поступил в Московскую Духовную Семинарию. Осознаю сейчас, что выбор сделал правильный. Что касается трудностей, основное беспокойство и поныне заключается в том, насколько я смогу оправдать свой выбор. Ведь священник не просто облачён званием. Нужно пройти свою дорогу так, чтобы предстать перед Богом не осуждённым, и поэтому стараться жить достойно, действительно неся в себе образ Христа. Это большая ответственность и перед людьми, и перед Богом.

— А когда вы впервые почувствовали, что Бог не просто есть, но и проявляет себя в вашей жизни?
— Это очень важный аспект, на нём и строится глубокая вера. Если взять Православный катехизис или курс Догматического Богословия, то мы видим, что истинная вера — это уверенность в невидимом, нематериальном, как в существующем, причём, уверенность непоколебимая, без сомнений и какой-либо разноречивости. Чтобы такая вера могла быть возможной, человеку нужно прочувствовать всем существом присутствие Господа в своей жизни.

Посещая храм и исполняя домашнее молитвенное правило, я стал обнаруживать и то, что называется «обратной связью».  онечно, молитва моего детства была совсем другой, просьбы в чём-то наивные, но, сколько себя помню, помощь приходила всегда, когда действительно была необходима. После восьмого класса я поступил в медицинское училище и окончил его по специальности фельдшер. Специфика учёбы в этом учебном заведении такова: у тебя никогда нет уверенности, что завтра ты будешь таким же отличником, как сегодня. Достаточно забыть функцию какого-нибудь нерва или его название по латыни… Сложнейшая наука, всё просто невозможно уместить в голове, поэтому ошибиться может любой, даже круглый отличник. И поэтому, подготовка к экзамену была не просто временем учёбы, но и молитвы. Моя мама советовала читать перед экзаменами акафист святителю Николаю Чудотворцу, как скорому помощнику во всех обстоятельствах.

— Но предметы-то знали?
— Учил, конечно, и учил много, но неуверенность всё равно присутствовала. Где-то знал хуже, где-то лучше… Тем не менее, читая акафист, я ни разу не получил на экзамене даже четвёрку. Я не могу этого обосновать. И не могу объяснить простым совпадением: был случай, когда я вообще из тридцати шести билетов твердо знал примерно четыре, а в остальных, как говорится, плавал… Предстоял ответственный экзамен по микробиологии. Эта наука отличается тем, что необходимо знать всё до мельчайших подробностей, к тому же преподаватель был очень требовательный. С Божией помощью, другое объяснение просто невозможно, мне достался билет, на который я был в состоянии ответить без подготовки. Училище окончил с отличием. Понимаете, из таких мелочей складывается ощущение живой веры — ты не просто знаешь, что Бог существует, но чувствуешь его присутствие в своей жизни непосредственно, рядом — это Дух любви, к которому ты обращаешься — и Он всегда отвечает и подаёт по твоей вере. И, если бы действительно религия была просто ширмой, то, наверное, наши храмы были бы пусты: ложь быстро себя обнаруживает. Однако двадцать веков стоит Православная Церковь, а до Рождества Христова Ветхозаветная ещё пять с половиной тысяч лет стояла, и на всём протяжении этого времени люди приходят в храм, молятся, и делают это не просто ради праздного интереса.

— А вот про медицинское училище вы упомянули… значит, всё-таки была какая-то промежуточная полоса на вашем пути? Получали образование в светской области?
— Я всю жизнь стараюсь строить по принципу: максимально использовать данное Богом время. После восьмого класса захотелось приобрести какую-то полезную специальность. Я уже тогда размышлял, что, возможно, стану священником, поэтому было желание расширить знания в светской области, но в том направлении, которое пригодится в духовной сфере. Медицина ведь на самом деле очень близка духовной среде. Священник — врач, целитель души.

Иногда люди смотрят на посещение храма, как на самоцель, и это неправильно. Храм — это, прежде всего, лечебница для души. Если вы приходите туда не ради исцеления своих греховных ран и болезней, то, зачастую, можно даже усугубить своё болезненное состояние. Общеизвестна притча о мытаре и фарисее, суть которой сводится к следующему: два человека пришли в храм, мытарь – просить прощения у Бога и покаяться, а фарисей — исполнить должное правило с тем, чтобы заметили окружающие. Первый вышел оправданным, другой — осуждённым.

Министерство здравоохранения в нормальном государстве не преследует цели построить как можно больше больниц и поликлиник и отправить туда большинство населения. Цель несколько иная — здоровье людей. То же самое делает и Православная Церковь. Для неё важна человеческая душа, и её правильное, а не патологическое развитие, заключающееся в любви к Богу и окружающим людям.

В ранние века христианства жил преподобный Иоанн  ассиан Римлянин — основатель монашеской жизни на Западе, рукоположенный святителем Иоанном Златоустом. Он с юности глубоко изучил на собственном опыте подвижнический путь монашества Палестины и Египта. В его творениях есть интересный пример: он проводит параллель между христианской добродетелью (пост, молитва, целомудрие, отречение от родственников, добровольный обет нищеты) и музыкальными инструментами, указывая на то, что не имеет смысла демонстрировать окружающим прекрасное изделие рук человеческих, извлекающее звук, если не умеешь на нём играть. Также и нет пользы в христианском доброделании, если при помощи его ты не стяжал чистоту сердца, и поэтому не можешь наследовать Царство Небесное.

— А с другой стороны, в наше время и храмы восстанавливаются, и народ к Богу тянется, но при этом так много искушений! Парадоксально: вроде бы по всем меркам время возвращения к вере, а вокруг при этом такая разнузданность, столько порока, всеотрицания… Почему так происходит?
— Есть старинное предание. Идёт монах в монастырь и видит, что на стене монастыря сидит дьявол — рогатый, лохматый, всё, как полагается — и болтает ногами. Монах его спрашивает: «Что здесь делаешь? Это же монастырь, святое место!» «А где мне ещё сидеть? — отвечает тот. — В миру-то работы уже нет, там давно всё моё!» И действительно, человек иногда не просто принадлежит демону, а как бы уподобляется ему, сам себя искушает, терзает, выращивает в себе зло. Такой уже в стороннем искушении не нуждается…

— Мне вспомнилась история из двадцатых годов прошлого века — времени воинствующего атеизма. Один комсомолец особенно яро рубил иконы топором, а потом батюшку спросил: «Что же твой Бог ничего со мной не сделает?» «А что с тобой ещё можно сделать?» — спокойно ответил батюшка.
— Вот про такого человека мы говорим: сущий дьявол, да? То есть, имеем в виду, что дьяволу тут делать нечего! Есть ещё хороший святоотеческий пример: зашёл игумен монастыря, проверяя братию, в келью к монаху. Дело было в пост. И видит игумен, что монах на свечке пытается испечь яйцо. Игумен говорит: «Брат, что ты делаешь?» Тот напугался: «Отец, прости, меня бес искусил!» И вдруг из угла показывается тёмная тень и говорит: « ак же, бес! Да я сам у него учусь и диву даюсь!» Изобретательность человеческая иногда похлеще, чем у лукавого.

А что касается искушений… Апостол Павел пишет: человек, который собирается встать на путь добродетели, должен приготовить душу к искушению.  огда бревно плывёт по течению, оно плывёт спокойно, а против течения — тут уже нужен мотор. По течению плыть проще: леность помогает, и нежелание исполнять волю Божью. А когда человек пробует бороть в себе греховное начало, тут и ощущается встречный поток: плоть бунтует, дьявол цепляется, ты ведь пытаешься вырваться из его лап! Процесс это трудный, но помогает Господь — в храме Божием человек черпает благодать, которая помогает в борьбе с грехом. Сам-то ведь слаб… Потому и говорят святые отцы, что без церкви нет спасения. Для некоторых это звучит так, будто мы власть узурпировали. А храм — дом Божий — на самом деле просто объективно даёт силы, помогающие встать на правильный путь и соделаться жилищем Святаго Духа.

— Многие мыслят так: я столько нагрешил, меня уже ничто не исправит, не спасёт…
— А разбойник благоразумный, покаявшийся на кресте рядом с Господом? А преподобная Мария Египетская, которая провела всю молодость в беззаконии и блуде, но затем, осознав свои грехи, ушла в пустыню, и достигла такой степени святости, что ходила по воде, как Спаситель? За примерами далеко ходить не надо. Необходимо всегда помнить: Бог есть любовь, у него много милости, и никто не может сказать, что он погиб, в какой бы тине греха не находился. Надо лишь встать, прийти в себя, как это сделал блудный сын в Евангельской притче, и обратиться к Господу.

— Человека нужно обращать? Или ждать, когда он придёт к чему-то сам, почувствует насущность веры для себя?
— В Православном Богословии имеется понятие: призывающая Божественная благодать. Она разливается по всему миру, подобно свету и воздуху, и воздействует на каждого человека.   сожалению, в силу своей греховности, мы часто её не замечаем. Проявляется эта благодать и в голосе совести, а если мы этот голос заглушаем, Божественная сила применяет иногда чрезвычайное воздействие, похожее… вот, снова медицинская аналогия — на электрошок. В медицине зачем он нужен? Чтобы в крайней ситуации восстановить правильный ритм сердца. Так же и любое хирургическое вмешательство — больно, страшно, но через боль наступает исцеление. Вот таким «хирургическим вмешательством» для нас служит бедствие или несчастье, происходящее в жизни человека, семьи или даже целого государства.

— «Бог говорит с человеком шёпотом любви, голосом совести, криком страданий»?
— Совершенно верно. Господь, любящий нас, ждёт от нас добровольного обращения. Но мы не спешим. Мы, к примеру, деньги копим. И собираем уже не ради думы о будущем, о детях, а это становится просто доминирующей страстью, нашей единственной целью. Зачем же удивляться, когда случается кража, потеря, или, к примеру, сгорает дом? А человек при этом крайне изумляется и спрашивает: Господи, за что? И начинает перебирать: я зла кому-то желал? Или свечек в Церкви не ставил? Почему же тогда, почему?! Вот это «почему» уже есть начало духовной работы, поиск истоков, причин несчастья. Дай Бог, если выводы будут сделаны правильные, и найдена действительная причина несчастий.

Но человека никто насильно в храм привлечь не может. Потому что свободная воля каждого — одно из условий выбора личности. Миссионерская работа нужна, но без принуждения, подавления свободной воли. Да, Православная Церковь всегда проповедует, и не только с церковного амвона, но и со страниц прессы, экранов телевизора, но никогда священники не будут ходить по улицам, и, останавливая людей за рукав: а не желаете ли послушать Священное Писание? А верите ли Вы в Бога? Этим мы и отличаемся от сектантов. В свободе — высшее проявление Божественного начала по отношению к человеку, и поэтому Господь без нашего участия не спасает нас.

— Отец Борис, скажите, Новый год, в отличие от Рождества, для церкви — праздник светский?  ак вы к нему относитесь?
— Лично я — по-философски. Я всё думаю: Новый год — это праздник по какому поводу? Чем 31 января объективно хуже 1 января? Многие считают его чуть ли не рубиконом, на котором люди якобы могут чудесным образом преобразиться, стать лучше и чище… Отсюда и соответствующие пожелания… Тут даже не в обрядоверии дело, а в самом желании получить даром чудо, не проделав никакой работы, не прикладывая никаких усилий. В этих бесконечных сказках о дивидендах счастья, которые можно обрести просто потому, что следующий год уже настал: пришёл дед Мороз и принёс большой мешок! Безусловно, праздник детский, радостный, замечательный: снежки, ёлки, подарки. Но людям нужно понять: сам по себе он ничего не меняет. Не прилагая самостоятельно никаких усилий, ты проведёшь грядущий год так же, как и прежний, если не хуже. А для многих это просто повод провести время за разгульным застольем, упражняясь во «Всенощном бдении» у телеэкранов. Удивительное дело… Такое бы упорство, да в нужное, спасительное русло…

Рождество Христово имеет особый смысл: христиане празднуют не Новый год, но начало эры Христа, рождение Христа во плоти и пришествие Его в мир для спасения человеческого рода.  ак для заключённого все праздники меркнут рядом с праздником его освобождения, как для больного нет праздника лучше, чем выписка из больницы и встреча с родными, так для человека, находящегося в духовной темнице, весть избавления от греха и вечной смерти — самый главный праздник! Иисус Христос явился для освобождения мира от греха, проклятия и смерти, ибо за грех Адама всё человечество — и грешники, и праведники — сходили в ад. Вот почему Богоизбранный еврейский народ, а в его лице и всё человечество так напряжённо чаяло пришествия Мессии. И Он пришёл, искупил своей крёстной смертью грехи людей, чтобы человек мог наследовать некогда утраченный Эдем, иными словами, Царствие Небесное.  ак же нам не радоваться, что наша жизнь теперь не бесцельна, что мы можем обрести духовные блага, вечные блага?!

— Расскажите, пожалуйста, о значении поста перед рождествен-ским праздником. Многие люди относятся к воздержанию, как к закосневшему обряду, необязательной условности…
— В религии нет условностей, а есть жизнь в соответствии со здравыми убеждениями. Пост — не ритуал, а благоприятная возможность для возвышения духа над плотью. Одна из русских поговорок, имеющая источник в Библии, гласит: «Сытое брюхо к учению глухо». И в этом смысле пост также носит, если хотите, медицинское значение. Воздержание благодатно воздействует на духовную жизнь человека, и четыре поста в год затем предопределены, чтобы человек воздерживался от вкушения мясной и молочной пищи, которая разгорячает его тело и возбуждает страсти. Это время великого духовного труда над собой. В Священном Писании Господь оставил нам два средства, которыми можно победить дьявола, — молитва и пост. Они — как два крыла, с которыми птица может спокойно лететь, а для христианина — насущная потребность для стяжания благодати Святого Духа.

— Отец Борис, у вас лично было какое-то Рождество, которое вам особо запало в душу?
— Да, и интересно, что это было прошедшее Рождество. Для меня этот праздник был связан с большим внутренним напряжением — по благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Иова, Митрополита Челябинского и Златоустовского, я должен был возглавить праздничное Богослужение в селе Агаповка близ Магнитогорска, где в это время проводил отпуск Президент Российской Федерации. Я переживал — как он поведёт себя на Богослужении? Человек, облечённый такой властью — насколько он вообще может быть искренним и верующим? Данные вопросы далеко не праздные, поскольку храм — это не театр, а священно-служитель — не актёр.  огда священнослужитель обращается к Богу, молясь за находящихся в храме людей, для него далеко не безразлично — стоят ли они, просто выстаивая службу, или принимают участие в общей молитве. В первом случае — Богослужение для пастыря подобно перенесению огромных тяжестей с места на место. В другом — молиться легко, и чувствуешь, что ты не одинок в молитве.

Когда я встретил Владимира Владимировича, я ему сказал: «Праздник большой, служба торжественная, Ваше право выбрать, быть ли в храме до конца Богослужения. Но лучше, если бы Вы помолились, не уходили и не прерывали службу». И он так тепло ответил: отец Борис, сколько вы будете молиться, столько и я. И в этом, и в том, как он естественно крестился, была хорошая простота, которую нельзя подделать. Служба быстро, легко, благодатно прошла.  онечно, мне это очень запомнилось, приятно запомнилось.

— Действительно, памятный праздник… А что бы вы пожелали на Рождество и будущий год нашим читателям?
— Знаете, люди часто смотрят только вокруг себя, и без особой радости. Осуждают всех и вся: плохие соседи, дурной муж, недомовитая жена, непослушные дети, безумное правительство, продажные депутаты, всё плохо. Да и солнце не так светит. Но всё плохо у человека может быть только тогда, когда у него самого плохо в душе. Чтобы избавиться от этого, нужно по-иному смотреть на мир, прежде всего — смотреть внутрь себя. Разобраться сперва в собственной душе: а что именно я из себя представляю, как живу, насколько соответствую своему предназначению на земле, как человек, как семьянин, как гражданин, как христианин?  огда мы в беспристрастном свете Священного Писания и святоотеческой традиции посмотрим на свою жизнь и соотнесём наши поступки с Евангельским Новозаветным Законом, тогда откроются глаза на истинное состояние собственной души, и, как следствие, на действительное наше место в окружающем мире. И многие вопросы — почему мы живём так, а не иначе, почему нас обижают, почему дома у нас постоянная неустроенность — отпадут сами собой.

Я вам желаю этого беспристрастного взгляда, а потом верного шага — одного только шага, который отделяет многих от Бога, потому что Господь действительно рядом. Всегда рядом. И он ждёт, чтобы не только новый год, но и новый день, и каждую новую минуту мы могли бы начать заново — с иными мыслями, поступками, чувствами в своей душе.

Pin It on Pinterest

Share This