+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Первый на родине, второй после Франции – в мире. Сегодня Южноуральский арматурно-изоляторный завод готовится отметить 60-летие и совершить модернизацию предприятия. Своевременные мысли, важные решения и диалектика исторического момента – в специальном репортаже из Южноуральска.

Из истории ЮАИЗ: секреты политической прозорливости
Всем известна расхожая фраза вождя мирового пролетариата. «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны», – в своих заветах почти сто лет назад обозначил Ильич. Строить светлое будущее без света – не каламбур, а нонсенс, и в 20-е годы прошлого века большевики приняли план ГОЭРЛО. А уже через треть века, когда держава справилась с индустриализацией, победила фашизм, от Калининграда до Находки началось грандиозное строительство высоковольтных линий электропередач. Изоляторы и арматуры требовались в не менее впечатляющих объёмах. И в рабочем посёлке Южноуральский появился завод, мощности которого были поставлены на службу энергокомплекса всего Союза. Революция началась! И программа её имела не разрушительный, а внятный созидательный смысл.

– Строительство арматурно-изоляторного завода стало для Южноуральска исторической вехой. Всё-таки градообразующее предприятие. По меркам СССР это было не просто монументально, а правильно, – рассуждает исполнительный директор АО «ЮАИЗ» Жан Мезенцев. – В отдельно взятой Челябинской области и в масштабе СССР стройка века превратилась в социально-экономическую программу. 60 лет успехов и побед. И пришло время новой революции.

Жан Мезенцев говорит «революция» – подразумевает «модернизация». Обновление предприятия с учётом новых экономических, финансовых, инвестиционных и даже социальных реалий. На пост исполнительного директора ЮАИЗ Мезенцев заступил относительно недавно. Правда, о своей роли «новой метлы» руководитель рассуждает только с позиции эффективного менеджмента.

ЮАИЗ за 60 лет пережил многое: крушение советской империи, ваучеризация и акционирование, а перед самым кризисом в 2006-м – членство в мощнейшей структуре международного промышленного холдинга Global Insulator Group. Через полвека после запуска ЮАИЗ перестал «жить законом, данным Адамом и Евой», «загнал клячу истории» и перелистнул еще одну революционную страницу. И как вождь южноуральского пролетариата Жан Мезенцев старается донести программные тезисы до каждого из заводчан:

– Сегодня наш завод – флагман холдинга и передовик отрасли. Мы сделали ставку на экспорт и внешнеэкономическую деятельность. Львиную долю нашей продукции раскупают в Европе, Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Азии.

Разворачивайся в марше©
Модернизация как антикризисная профилактика
Объёмы и масштабы производства ЮАИЗ убедительны. Предприятие практически не работает на склад. Только за прошлый год по данным Global Insulator Group производство стеклянных изоляторов ЮАИЗ исчислялось десятком миллионов. «Рейте! За океаны!» – почти как в «Левом марше», и сам бы Маяковский такую революцию оценил. География ЮАИЗ впечатляет, внушает уважение. Вот бы поставить у Жана Мезенцева в кабинете глобус! Представьте, энергетика и энергетическая безопасность 100 стран мира зависят от провинциального предприятия в Челябинской области. Города и континенты стремятся подписать с ЮАИЗ не разовый контракт, а заключить долгосрочное сотрудничество.

Жан Мезенцев даёт распоряжение – в кабинет приносят защитную обувь и спецодежду. Идём по цехам. Чтобы понять необходимость перемен, надо «прожарить» свои впечатления и своими глазами всё увидеть и рассмотреть. Как чисто и по-хозяйски убрана территория завода, побелены поребрики, в воздухе благоухает липа, а возле каждого цеха – яркие петуньи на клумбе. Как аккуратно рядком сложены изоляторы – закаляются и проходят последние испытания силой природы. Как груды битого стекла отправляются обратно в топку. Как из капли раскалённого стекла отливаются тонны изоляторов и закаленной арматуры. Ремонт, демонтаж, установка новых печей, раскочегаренные старые – и параллельно работа, работа, работа. Это не просто кухня арматурно-изоляторного завода. Это ежедневный и весомый вклад в дело энергетической безопасности страны, города и мира.

Каждый из команды ЮАИЗ должен понимать: настало время не только производственных, но и личных перемен.

– Так ли они важны, когда речь идёт о промышленных масштабах? Роль маленького человека в индустриализации практически не видна? – провоцирую я.
– На первый взгляд, да – не видна, вы правы! Зато глобально – очень важна. Личный вклад каждого – это возможность стабильно работать завтра, грамотно инвестировать, а главное, платить за труд достойную зарплату уже сегодня, – поясняет революционные тезисы Жан Зиновьевич.

Из жаркого цеха – в прохладу. Нас встречает стекловар Максим Шарманов. Его рабочее место – автоматизированный пульт стекловаренной печи. Датчики, параметры, индикаторы – на табло весь процесс производства закалённого стекла. Бесперебойный и круглосуточный.

– Наше производство уже модернизировано и автоматизировано, , – говорит Максим. – Можно сказать, работает робот. Автоматика ведет много сложных операций, но это совершенно не даёт рабочему повод не следить за уровнем своей профподготовки

– Курсы квалификации проходишь? Аттестацию? – как добрый учитель спрашивает Жан Мезенцев.

– Обязательно! Каждые три года, – улыбается Максим Шарманов.

– Человеческие руки, душа, голова: у нас тут своя формула любви, – Жан Мезенцев и мне, и стекловару Шарманову на философский лад трактует миссию ЮАИЗ. – Сейчас менеджмент предприятия ориентирован на интенсивное обучение кадров. Стекловаров наших мы хотим отправить посмотреть и поучиться в Гусь-Хрустальный или на бутылочный завод. Пусть увидят, как другие варят стекло.
Максим Шарманов – один из 1300 рабочих ЮАИЗ. Он пришёл на предприятие семь лет назад после техникума. На заводе взрослел, получил мастерский опыт и сегодня поддерживает позицию топ-менеджмента: сознание заводчан пора менять. И для кого-то этот процесс будет реально болезненно-революционный, а для кого-то – созидательно-эволюционный.

Шаг миллионный печатай©
Испытания на прочность
Испытания на прочность – для ЮАИЗ и реальность, и метафора. Рабочему коллективу завода прочность как сила духа необходима. Производство прирастает не только революционными объёмами – еще и мощью человеческого фактора, как бы безлично это ни звучало.

Индустриальный интерьер ЮАИЗ – зрелище суровое. Труд не из гламурных, но добротный и честный. В интерьерах испытательного центра – женщины в чистых халатах. Красиво! На прочность испытывают и каждую партию изоляторов из керамики и закалённого стекла. Здесь на заводе, можно сказать, собственный НИИ. Работают технари высокого класса, а их вечно пытливый ум не даёт стоять на месте: разработки, крещение изоляторов боем, проверки и контроль – каждый стремится в деле качества достичь новых высот. По случайному совпадению, должность главного технолога Global Insulator Group и начальника испытательного центра занимают женщины. Обе пришли на завод юными ученицами.

– Работы непочатый край, сейчас нам французы наступают на пятки, и проморгать свою конкурентноспособность на мировом рынке было бы крайне неправильно, – говорит главный технолог Global Insulator Group Галина Орлова. – И если мы выживаем только потому, что вышли на внешний рынок, то должны там удержать серьёзные позиции. Несомненно, правильным было решение реализовать ряд инвестиционных проектов. Они смелые, затратные, но чрезвычайно необходимые.

В конце прошлого года на ЮАИЗ высадился серьёзный десант – аудит компании TUV NORD CERTА. Сертификат этого ведомства – подтверждение работы высочайшего класса. По результатам аудита глава TUV NORD CERTА пожелала заводчанам довольных партнёров и вынесла вердикт: ЮАИЗ в системе международных стандартов держит лидирующие позиции.
– Наша работа по законам мировых стандартов – это дополнительные управленческие обязательства, которые в конечном итоге доходят до заказчиков и потребителя, – говорит начальник испытательного центра ЮАИЗ Наталия Мовсум-заде. – Сегодня перед нами стоит задача перемен, и речь идёт о качестве не только продукции, но и управленческих методов руководства предприятием. Постигаем новое, учимся прогрессивному.

Тише, ораторы!©
Планы революции – эволюция надежды
Уже на ближайший революционный год у ЮАИЗ планов громадьё. И важный момент – реконструкция кормилицы, стекловаренной печи. В цехе фарфоровых изоляторов к осени хотят запустить в работу французскую печь «Wistra» – она энергозатраты снизит, а производительность повысит в разы. Устаревшую печь первого термоудара в цехе стеклоизделий заменят новой.
– Юбилейный год для нас – горячая пора, сейчас мы усиленно работаем и на отгрузку, и создаём определённый задел, – начальник цеха стеклоизделий Сергей Колбаскин уверен: на момент масштабной реконструкции все контракты будут исполнены качественно и в срок.

Партнёры ЮАИЗ взыскательны и очень требовательны. Сотрудничество с Францией, Америкой, Саудовской Аравией, Индией и Польшей выдвинуло топ-менеджменту новые условия и убедило ввести в строй печь «термошока».

– Присутствие на мировом рынке, контракты с Канадой и Италией еще в 2015 году заставили нас установить третий термоудар, – комментирует заместитель исполнительного директора ЮАИЗ по обеспечению производства Сергей Гаев. – Модернизация стеклопроизводства была заложена в инвестиционную программу, и за два года печь «термошока» мы запустили. Это позволит свести к нулю и практически устранить разрушение изоляторов на линиях электропередачи.

Удержать действующих, потенциальных, найти новых партнёров. У ЮАИЗ планы амбициозные. Собственно, вся революционная ситуация, когда «верхи хотят, а низы боятся» родилась именно благодаря и вопреки присутствию ЮАИЗ на мировом рынке. Частное предприятие не в один день осознало свою ответственность государственного масштаба.

Pin It on Pinterest

Share This